Информация:

Сезон 9 (1985 – 1986)

В Колумбии извергается вулкан Невадо-дель-Руис, погибает 25 тысяч человек. Эфиопия голодает. В США и Великобритании по телевизору в прямом эфире транслируют концерты в помощь голодающим в Африке. По всему миру в спортивных мероприятиях «Забег против времени» для сбора средств в помощь африканцам принимают участие 30 миллионов человек. Умирают Симона де Бовуар, Бенни Гудмен, Марк Шагал, Вячеслав Молотов – «уходят эпохи». Британская научная экспедиция обнаруживает дыру в озоновом слое над Антарктидой. Курт Воннегут публикует роман «Галапагосы», посвященный экологической проблематике. Государственный долг США достигает двух триллионов долларов. Аргентина с помощью Марадоны и божьей помощью становится чемпионом мира по футболу. Майк Тайсон - чемпионом мира по боксу. Палата общин британского парламента голосует за отмену телесных наказаний в государственных школах. Голландская реформированная церковь в Южной Африке объявляет расизм грехом. Роберт Земекис выпускает в прокат «Назад в будущее». Дэвид Линч – «Синий бархат», Оливер Стоун – «Взвод», Андрей Тарковский – «Жертвоприношение».
Рональд Рейган и Михаил Горбачёв вместе поздравляют советский народ с Новым годом. XXVII съезд партии провозглашает курс на гласность и демократизацию.
Астрономы встречают комету Галлея, которая возвращается в нашу солнечную систему раз 75-76 лет. Астрологи предрекают несчастья. Американский космический челнок «Челленжер» взрывается на 73-й секунде после взлёта. В апреле – взрывы на Чернобыльской АЭС, это самая крупная техногенная катастрофа в истории человечества.
Толстые журналы печатают ранее неизданное: Булгаков, Набоков, Платонов, Ходасевич… В кинопрокате - ранее запрещённые фильмы. К примеру, «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа был снят еще в 1984-м, два года пролежал «на полке». Дмитрий Сергеевич Лихачёв становится героем социалистического труда. Генрих Боровик ведёт на телевиденье передачу «Камера смотрит в мир», в которой, в частности, рассказывает о жизни наших бывших соотечественников на Брайтоне. В Юрмале впервые проводится Всесоюзный телевизионный конкурс молодых исполнителей советской эстрадной песни.
Первая премьера девятого сезона на Юго-Западе – «Агент 00», по пьесе Генриха Боровика. На тот момент Боровик – главный редактор журнала «Театр», и он в восторге от постановки. Спектакль Беляковича ему нравится даже больше чем версия Гончарова в театре Маяковского. «Агент 00» написан ещё в 1982-году, перестройка набирает обороты, сюжет из жизни американских империалистов довольно быстро устареет. Спектакль продержится в репертуаре всего два сезона. Актёры и зрители смеясь расставались со своим прошлым.
Валерий Белякович:
« … Героиня на «Юго-Западе» была покруче. В Маяковке в роли Мадам блистала Наталья Гундарева, а на «Юго-Западе» лихо фонтанировал Вячеслав Гришечкин. Да так, что Генрих Аверьянович не знал поначалу, кому отдать предпочтение, и отдал-таки «Юго-Западу», о чём и сказал на своём юбилейном вечере в Колонном зале Дома Союзов. Известный артист эксцентрического жанра Виталий Довгань особенно восхищался «кинетико-виртуальными» декорациями, позволяющими создать эффект космического корабля, подземных секретных убежищ и так далее…
Спектакль ушёл из репертуара, как только из лексики общения между Америкой и СССР ушли понятия холодной войны, железного занавеса и противостояния».
(«Призвание – «Юго-Запад»», стр. 89)
После успеха «Гамлета» в прошедшем сезоне можно было бы ожидать, что режиссёр захочет передохнуть. Валерий Белякович в девятом сезоне ставит пять премьер в своём театре и ещё одну в Московском ТЮЗ-е. Коллектив ездит по стране, «гастроли за бугор не за горами».
Валерий Белякович:
«С девятого сезона «Юго-Запад» начинает свою активную гастрольную деятельность по городам Советского Союза. Донецк, Ленинград, Киев, Архангельск, Тюмень, Куйбышев, Волгоград, Новосибирск, Нижний Новгород, Пенза, Челябинск, Севастополь, Улан-Удэ… Вывозили спектакли с минимумом декораций: «Дракона», «Пугачеву», «Старые грехи», «Гамлета», «Трактирщицу», «Женитьбу»…Благодаря этим гастролям советского периода «Юго-Запад» стал известен стране, но самое главное, на этих гастролях театр выработал практически систему трансформации своих камерных спектаклей на аудиторию с залом до тысячи человек и более… Научились мобильно менять с учетом залов не только мизансцены, но и манеру игры. Укрупнялся жест, иначе звучало слово, действие требовало большей энергетики и так далее…» (стр. 99)
Вторая премьера сезона (август 1985) – «Трактирщица» по пьесе Карло Гольдони. «Маркизы в кроссовках» (так называлась одна из театральных рецензий) бегают по сцене под современные итальянские шлягеры. Фестиваль в Сан-Ремо на пике популярности в нашей стране.
Главный режиссер Московского ТЮЗа Юрий Жигульский предложил Валерию Беляковичу постановку спектакля «Где ты, Фери?». Это был первый спектакль, который 35-летний режиссер Юго-Запада поставил на сцене другого театра. Ассистентом режиссёра был Вячеслав Гришечкин. Спектакль прошёл более двухсот раз. Зрители Юго-Запада отнеслись к этому событию с долей ревности, но талант их любимого режиссёра уже не умещался в стенах одного театра, и это было только начало.
Третья премьера – «Сёстры».
Валерий Белякович:
««Сестры» Л. Разумовской – спектакль-откровение, суровая правдивая история, которая могла бы произойти с каждым из нас. Первый робкий «бизнес» накануне социальных потрясений, попытка осчастливить себя и близких… В чём оно, счастье? Что с нами будет? Что за «перестройка» грядёт? Очередной зигзаг русской истории? Что есть «сад без земли»? – вопросы, вопросы, вопросы, и страшная смерть героя.. И две маленькие дочки в финале – отчаянная надежда на будущее цветение садов родины… А в жизни страшная реальность 1986 года – авария на Чернобыльской АЭС…» («Призвание – «Юго-Запад»», стр. 95)

В июне 1986 года – премьера «Мандрагоры».
Валерий Белякович:
««Мандрагора» Макиавелли – от одного этого словосочетания замирает дух в предвкушении какой-то волнующей, жутковатой интриги. А добавьте сюда ещё красную луну в небе со звёздами, ночной стрекот цикад, звуки лютни, страстный шёпот признания в любви вперемешку с сонетами Петрарки и нежной музыкой Анджело Брандуари… Вот и готов образ нового спектакля. Ну, а уж как там смачно автор закрутил интригу! – нет, этот спектакль по части сладострастия и декамеронистых неприличий был явным прорывом в целомудренной афише «Юго-Запада». В спектакле блистал Вячеслав Гришечкин в образе монаха Тимотео.
(«Призвание – «Ю-З», стр. 96-97)
Сюжет пьесы Макиавелли зрителями того времени воспринимался как аморальный. Перестройка привычного окружающего мира коснётся и этических норм, людям предстояло прочувствовать на собственном опыте, что рамки морали не статичны, что нельзя просто закрыть глаза на существование отличных от твоей точек зрения. А пока они пытались сами для себя оправдать свой «безнравственный» смех:
««Мандрагора» - спектакль аналитический. Режиссёр не переиначивает автора, но, ставя Макиавелли, он памятует о его «макиавеллизме» и о том, что эта мироустановка означает для нас, современных людей… В пьесе монах Тимотео – отъявленный негодяй, в спектакле он – философ макиавеллизма». (И. Роднянская в сборнике «Становление», 1988)
Последняя премьера девятого сезона: «С днем рождения, Ванда Джун!» по пьесе Курта Воннегута. На вопрос «Зачем взяли?» Валерий Белякович отвечал: «Да потому что уж очень уважали Курта Воннегута как прогрессивного американского писателя». Героиня Надежды Бадаковой отстаивала права женщины на образование, на работу, на собственное мнение. В принципе для советского человека равноправие мужчин и женщин было естественной вещью, оно было закреплено законодательно и глубоко укоренилось в сознании людей. Однако появление в то время на политической сцене жены генсека Раисы Горбачёвой показалось и советскому обществу крайне удивительным, чтобы не сказать возмутительным. Так что театр на Юго-Западе и тут оказался в авангарде прогрессивных течений.
Театр-студия на Юго-Западе переходит на хозрасчёт. По входным всё еще пускают бесплатно, но билеты с местами уже стоят денег. Для актёров постепенно уходит в прошлое необходимость подрабатывать на стороне.
Ирма Алексеева:
«До 1986 года, то есть до начала социального эксперимента и перехода нашего театра на хозрасчет, бедность чувствовалась во всём. Зрители очень хорошо понимали наше положение и приходили на помощь. Из бабушкиных сундуков вынимались фраки, сшитые парижскими портными, платья в стиле модерн (одно из них «играет» в «Трех цилиндрах» — мадам Ольга), кружева, золотое шитье; театру дарили мебель, швейные машинки и даже деньги. У нас существовала практика «целевых» спектаклей, которые давались, чтобы отблагодарить дарителей. Помню, чтобы получить военную форму, был дан целевой спектакль для военного училища. Пропуском в театр служил сверток с одеждой».
(«Становление», 1988)
В эти годы в театр-студию на Юго-Западе приходят Вячеслав Климов, Анна Киселёва, Мария Шатерникова, Елена Старкова, Игорь Иванов… Тогда в театр нельзя было «устроиться на работу», но можно было стать «членом секты»: если приживёшься – это место станет твоим домом, эти люди – твоей семьёй.

Анна Китаева

06.1986Риск и выбор

Игорь ЗолотусскийЖурнал ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ, 1986 год

09.1985Из любви к искусству

Зоя Владимироважурнал ТЕАТР, №9, 1985

03.1986Столь современная история

Мария Литвиноважурнал ЮНОСТЬ, №3, 1986

май, 1986Виктор Авилов

Екатерина ОСПИННИКОВАжурнал ТЕАТР, №5 1986 года