Валерий Канаев • газета "За Калужской заставой", №45 (382), 25 ноября - 1 декабря 2004 года • 25.11.2004

Скупая слеза Пигмалиона

Главная / Пресса / Сезон 28

«Сказать вам, какими качествами определяется, по-моему, настоящее искусство? – спросил однажды своего будущего биографа совсем уже старый Огюст Ренуар. – Оно должно быть неописуемо и неподражаемо». То, что произошло недавно в Театре на Юго-Западе, официально называлось «Куклы» – трагифарс по мотивам пьесы Хасинто Грау «Сеньор Пигмалион». И это было неописуемо и неподражаемо. Потому, уважаемые читатели, я не стану описывать премьеру, а просто поделюсь впечатлениями о ней.

Понятно, что пьесу никому доселе у нас неизвестного испанского драматурга художественный руководитель этого знаменитого театра народный артист России Валерий Белякович выбрал не случайно. Легко догадаться (да режиссер и автор русского текста пьесы и не скрывает этого), что оригинал Х. Грау сильно изменен В. Беляковичем и использован им и его коллективом, чтобы сказать нам, зрителям, о чем-то очень важном. В такой творческой обработке произведения ничего необычного нет. В конце концов вспомните шекспировского "Гамлета" - переработку хроники Саксона Грамматика или "Дона Жуана" Мольера - "переделку" трагедии Тирсо де Молина. А Бертольт Брехт - так тот и вовсе назвал последний сборник своих пьес "Обработки". И потому совершенно непонятно, почему наш поп-идол в ответ на вопрос о его римейках устроил такой дикий скандал. Ну это, к слову, не об эстрадных бурях в стакане воды речь.

… А начинается действие «Кукол» с бури, вызванной известиями о приезде в славный город Мадрид кукольной труппы под руководством таинственного Пигмалиона. Именно труппы артистов-кукол, а не кукольного театра. Пигмалион, всю жизнь посвятивший тому, чтобы создать из кукол НАСТОЯЩИХ актеров, блестяще выполнил свою задачу, и его театру рукоплескали многие столицы Европы. Что теперь делать этим людям – актерам и театральным антрепренерам? Выясняется к тому же, что Пигмалиона и его созданий под покровительство берет могущественный герцог Альдукар (Валерий Афанасьев). А когда артисты и антрепренеры познакомились с куклами, их возмущение сменилось восхищением. Они и, правда, были очень хороши, эти гастролеры. Каждая кукла необыкновенно артистична и наделена своим характером. А в грациозную приму куклу Помпонину (Карина Дымонт) с первого взгляда страстно влюбляется герцог.

На глазах все более заинтригованных зрителей (среди которых не только сидящие в зале, но и стоящие на сцене артисты – как у Мольера – «театр в театре») куклы разыгрывают каскад сцен из своей жизни. Как они пластичны, сколько в них энергии! Пантомима, танцы, перебранки, смех и слезы, интриги, зависть, дружба и предательство – во всем происходящем с куклами на сцене столько человеческого! Иногда и кажется – еще чуть-чуть, одна-две детали, одна-две сцены, и куклы превратятся в людей. Но… Да, это прекрасные артисты, но всего лишь куклы.

Влюбленный в Помпонину Альдукар решил ее украсть, и ему удается это. И тогда куклы поднимают бунт против своего создателя и сбегают…

Жаль, что нельзя сказать о каждом актере, занятом в «Куклах», - право же, каждый из них достоин особого слова. Гротескно, иногда на грани клоунады, ведут свои роли лже-Пигмалион (Анатолий Иванов) и Пигмалион-2 (Евгений Бакалов), восхитительно непосредственна и порывиста Помпонина – Карина Дымонт. Как всегда, в этом театре удивляют фантазией и вкусом декорации и костюмы. Декорации – множество стеклянных ящиков, в которых живут все девять кукол, моментально превращающихся то в стены, то в нечто сияюще-сказочное. Костюмы – черные, напоминающие испанские одежды времен Веласкеса и Риберы. Сценическое движение, свет, музыка – все здесь дополняет друг друга, все важно и все служит одной цели – Театральной Игре.

Нет смысла пересказывать сюжет спектакля. Ну а чем же все-таки история кончилась, спросит читатель-любитель всего определенного? А вот чем. Антрепренеры, актеры, оскорбленный в лучших чувствах Пигмалион после азартной погони за герцогом Альдукаром, Помпониной и куклами-артистами настигают беглецов. Но… бунт не прекращается, куклы отказываются выступить перед зрителями. И тогда кукловод-Пигмалион делает все, чтобы между ним и его созданиями прервались таинственные нити, управляющие куклами. Одна за другой на глазах зрителей на сцену падают обездвиженные куклы. И все? Нет, вот тут-то и произошло, на мой взгляд, самое главное. На сцене вдруг появляется настоящий Пигмалион – Валерий Белякович. И произносит на одном дыхании взволнованную речь о театре и актерах. Настоящих актерах, из плоти и крови. Они-то и есть самое ценное, что есть в театре, говорит Режиссер. И букетом цветов от благодарного зрителя показывает на свою труппу. Нет, не я один, многие из зрителей, долго еще вызывавших актеров, заметили скупые слезы на глазах Настоящего Пигмалиона.

Валерий Канаев • газета "За Калужской заставой", №45 (382), 25 ноября - 1 декабря 2004 года • 25.11.2004