Елена Глебова • журнал СТРАСТНОЙ БУЛЬВАР, 10, №9-169, май 2014 года • 05.2014

Соло Гитар

Главная / Пресса / Сезон 37

Легко касаясь струн гитары классической, гавайской, электрической - артисты Московского театра на Юго-Западе исполнили музыкальную фантазию Валерия Беляковича "Гитары".  Завораживающий по ритму музыкально-поэтический спектакль с первых же секунд, как только на сцене скрещиваются разноцветные лучи софитов и взят первый аккорд, завладевает тобой, звучит для тебя и рассказывает тоже о тебе. Все происходит в одном действии, на одном дыхании - для артистов и зрителей.

Аскетичное пространство сцены, подобно чистому холсту, заполняется живописными мазками. Эти картины, созданные художником по свету Вячеславом Климовым, на протяжении спектакля будут меняться, жить своей жизнью, перенося нас в разные части света, преодолевая временные рамки. В пульсирующем радужном пространстве исполняется танец гитар, из разноголосицы звуков постепенно рождаются пронзительные диалоги и монологи о любви, одиночестве, соединении сердец... Из энергии музыки, слова и света складывается мозаика сюжетов, где главной героиней выступает Гитара. Она - вместилище души и времени, в ее струнах биение жизни.

Одни эпохи сменяются другими, а голос гитары по-прежнему звучит. Знаки времени и в образах персонажей: платья и шляпки эпохи декаданса, классический костюм с галстуком-бабочкой, сверкающие пиджаки и шляпы кумиров "диско", берет романтика-шестидесятника, брутальный "прикид" рокеров. Придумав для каждого героя особый имидж, режиссер наделяет его судьбой, вкладывает в его уста историю любви. А дальше - "Начинается плачь гитары. / Разбивается чаша утра..."

Все это может происходить на парижской улочке, в полуночном кафе, в прокуренном рок-баре, радиоэфире. Или в тишине собственного дома, где ничто не мешает быть наедине с собой. И вслушаться, и почувствовать каждой клеточкой гитарный плач Федерико Гарсиа Лорки, понять тютчевское роковое слияние душ, оплакать потерявшего крылья бродягу Бориса Рыжего и покинувшего родину Иосифа Бродского. И закружиться в классическом вальсе, окунуться в кураж цыганских песен, влиться в ритм рок-композиций, а потом словно в детство нырнуть и проехаться на знаменитой арбе "Бричмуллы".

Для актеров Театра на Юго-Западе - удивительно музыкальных и пластичных - спектакль "Гитары" стал по-настоящему благодатным материалом. В таких случаях обычно говорят: они купаются в нем. Но в существующем на сцене едином мощном ансамбле не теряется, а, напротив, ярко вспыхивает харизма каждого из них. В том, как читают стихи Олег Анищенко, Антон Белов, Максим Лакомкин, Денис Нагретдинов. В вокальных номерах, а, по существу, блиц-спектаклях Карины Дымонт, Надежды Бычковой, Елены Шестовской, Константина Курочкина. В юмористических миниатюрах Андрея Санникова. Впрочем, о каждом актере, занятом в спектакле, можно сказать особые слова.

Звучит последний аккорд, световая палитра вновь собирается в одну точку, но зрительские аплодисменты не смолкают. Оказавшись внутри волшебного танца гитар, в слиянии слова и музыки, хочется продлить эти минуты еще и еще. И тогда актеры дарят любимый многими "Пароход" из "Песен нашего века" Вадима Мищука и Леонида Сергеева. На этой высокой волне завершается музыкально-поэтический спектакль "Гитары".

Оригинал статьи тут

Елена Глебова • журнал СТРАСТНОЙ БУЛЬВАР, 10, №9-169, май 2014 года • 05.2014