Маргарита Согрина • газета НА ЗАПАДЕ МОСКВЫ, №17/265, от 24-30 мая 2013 года • 24.05.2013

Сопротивление металла

Главная / Пресса / Сезон 36

В 568-й раз артисты одной из лучших сценических площадок нашего округа рассказали публике бессмертную историю Михаила Булгакова о вечной любви, Истине, Боге, природе власти и творческого гения. Этот уникальный спектакль, созданный основателем театра, режиссером, народным артистом России, сегодня художественным руководителем Московского драматического театра им. Станиславского Валерием Беляковичем, впервые был представлен на суд публике 21 мая 1993 года.

Спектакль достойно выдержал испытание временем, пережив не только несколько авторских редакций, но как это ни печально, и тех, кто был занят в нем 20 лет назад. Навсегда остались в памяти зрителей и в истории отечественного театра образы Воланда, Азазелло, Бегемота, Левия Матвея, созданные безвременно ушедшими артистами этой камерной сцены – Виктором Авиловым, Сергеем Беляковичем, Владимиром Коппаловым, Михаилом Докиным.

"И НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО..."  

В день юбилея спектакля-долгожителя в нем приняли участие те, кто стоял у его истоков, кто играл и продолжает играть в нем сегодня – Алексей Ванин, Александр Задохин, Тамара Кудряшова, Александр Горшков, Карина Дымонт, Галина Галкина, Олег Задорин, Ольга Иванова, нынешний художественный руководитель театра Олег Леушин и, конечно же, сам Мастер – автор легендарной постановки Валерий Белякович. Князь Тьмы в его исполнении – ироничный, мудрый, лукавый, одновременно сдержанный и страстный, пьющий «за бытие» из символа небытия – человеческого черепа, творящий добро вопреки своей природе и имени не пугал и не отталкивал, а невероятно напоминал самого Михаила Афанасьевича Булгакова, знавшего о тайнах жизни и смерти все или почти все. Именно это мистическое сходство творческой природы и породы двух больших художников, по всей видимости, и сделало спектакль равным первоисточнику. Ведь органично совпасть с автором «Мастера и Маргариты», шутя играя с его гениальным текстом, иногда обрывая или дописывая великие страницы, которые создавались десятилетиями, мог только равный! И, может быть, неслучайно спектакль был сыгран первый раз именно 21 мая, через неделю после дня рождения писателя. Но Валерий Белякович настойчиво отрицает навязчивые прямолинейные параллели, аллюзии и домыслы. По его словам, все получилось внезапно, легко и естественно. Как именно – целая история. В ней ответ на главный вопрос – почему огромный, трудный, не дающийся долгие годы даже кинопрочтению роман, так удачно вписался в камерное пространство Театра на Юго-Западе, где нет ни подиума, ни занавеса, ни серьезной машинерии. Есть только черный квадрат, освещенный софитами, в котором органично пребывают всего три часа 25 минут любимые всеми герои закатного произведения Булгакова, успев высказать все, до самого конца, нырнуть в бездну и подняться со дна к Свету по лунной дороге режиссерского воображения.

ЗВУК УКАЗУЮЩИЙ    

– Я стал думать о постановке романа, как только он впервые появился на страницах журнала «Москва». Я бредил этим произведением, я жил им, – успел поделиться с нами перед выходом на сцену автор спектакля-юбиляра Валерий Белякович. – Но роман Булгакова – вещь объемная, сопротивление материала невероятное. В это время в театре шел ремонт. Актеры сами поднимали на крышу листы кровельного железа. Проносили их мимо меня. И вдруг…. Я услышал звук. Звук особенный, металлический: грозный и нежный одновременно, глубокий, проникновенный- раскаты грома, звон колокола, шелест страниц… Так пел металл. И я понял – можно ставить «Мастера и Маргариту»! Я увидел рукописи, которые не горят, над которыми не властно время. Развесив железные листы по периметру сцены, я превратил их в страницы великой книги, текст на которые выводил проектор. Но этого мало. Висящие щиты давали бездну возможностей при минимуме затрат и усилий – действие мгновенно переносилось из древнего Ершалаима в Москву 30-х годов теперь уже прошлого века и обратно. Как только сложилось сценическое пространство, а я всегда начинаю работу над спектаклем с построения декораций, все остальное давалось без особых усилий, само собой. Прекрасный актерский ансамбль у меня уже был. Потом я только редактировал свой «спектакль – текст», что-то сокращал, добавлял, менял... Переносил своего «Мастера и Маргариту» на другие сцены столицы, России и даже мира. Сейчас собираюсь данную версию спектакля ставить в Белгороде».

МАГИЯ ТАЛАНТА 

Стилистический минимализм театральной композиции Валерия Беляковича обеспечил ей долгую жизнь и счастливую судьбу. Там, где нет и не может быть спецэффектов – остается актер. Он один на один с залом, в камерном пространстве близость предельная – достаточно протянуть руку и коснешься зрителя. И тут нельзя быть слабым, средним, серым. Вот почему каждый, кто выходит на сцену в этом спектакле (а в нем занята почти вся труппа театра), независимо от размера своей роли, должен выложиться полностью, без остатка, до конца. И это удается как корифеям, так и начинающим исполнителям. Невероятная актерская органика и удивительная природная пластика заслуженного артиста России, сегодня еще и художественного руководителя театра Олега Леушина (Коровьева-Фагота) просто потрясают. Он «зависает в воздухе», не отрывая ног от пола, молча читает текст, жестом озвучивает бездну. Маг и чародей трагикомической пантомимы, лицедей от Бога – заслуженный артист России Александр Горшков совершенно неподражаем в роли администратора варьете Варенухи. Ему подвластно все – свое лицо, тело, голос, искусство клоунады и тайны фокуса. Но от «ветеранов» сцены не отстает и молодежь: вчерашняя выпускница мастерской Валерия Беляковича – Любовь Ярлыкова (на мой взгляд) лучшая Гелла всех времен и народов, а самый убедительный из всех Азазелло в кино и на сцене – Михаил Белякович, кстати родной племянник создателя спектакля. Не зря утверждал гений и пророк Михаил Булгаков, что «Вопросы крови – самые сложные вопросы в мире…» Опираясь на такие творческие силы, можно в год создавать по шесть спектаклей, как это делал и продолжает делать основатель дома-театра на Юго-Западе, триумфально завершающего свой 36 сезон, Валерий Белякович.

БЕГ ВРЕМЕНИ 

Театр на Юго-Западе основан Валерием Беляковичем в 1977 году на проспекте Вернадского, 125. До этого времени у молодого творческого коллектива, с успехом ставившего свои первые спектакли на клубных сценах и даже в залах библиотек, не было своего помещения. Но была огромная зрительская любовь и свои звезды. В 1985 Театр-студия на Юго-Западе получил звание Народного театра, а в 1991 статус Государственного. Сегодня в его репертуаре более 35 спектаклей по произведениям классиков мировой и отечественной литературы – Софокла, Шекспира, Камю, Эдуарда де Филиппо, Гоголя, Чехова, Горького, Шварца, Хармса; современных авторов Брэма Стокера, Владимира Сорокина, Венедикта Ерофеева. Николая Коляды. Есть уникальная музыкальная пантомима «Аккордеоны», вскоре появится еще одна подобная композиция «О, гитара, гитара!». Валерий Белякович живет стремительно, ставит то, что читает и любит, в его записной книжке 40 проектов, реализовать которые он собирается уже в ближайшее время. Одним из первых на сцене его родного театра появится спектакль по пьесе У. Шекспира «Отелло».

Маргарита Согрина • газета НА ЗАПАДЕ МОСКВЫ, №17/265, от 24-30 мая 2013 года • 24.05.2013