История постановки пьесы невероятно драматична, и сама может стать сюжетом для «небольшого рассказа», как говорил один из персонажей Чехова.
Пьесу Петра Гладилина « Zoofellini», которую автор писал 18 лет, Валерий Белякович планировал поставить в привычные для него сроки – в две недели. За день до своего ухода прочитал неоконченный вариант текста актерам, распределял роли, переписывал монологи действующих лиц... После того, как Мастера не стало, над оставленным им материалом начал работать художественный руководитель Юго-Запада Олег Леушин. Олегу Николаевичу удалось за 20 дней и 25 репетиций осуществить замысел учителя. Премьере предшествовала читка пьесы, ставшая, по мнению критиков, самостоятельным спектаклем. Окончательный вариант назван постановщиком трагифарсом , но вполне потянет на фантасмагорию – один из любимейших жанров Юго-Запада.
– Пьеса была выбрана Валерием Беляковичем, так как идеально совпадала с природой нашего театра, с возможностями актеров, – рассказывает Олег Леушин, - Последнее время Мастера привлекали предсказания, попытки заглянуть в будущее, он препарировал саму суть вещей и явлений. Но не успел объяснить, в чем именно видит конфликт пьесы Гладилина «Zoofellini», над которой работал. Мне пришлось самому выстраивать драматургию действа, искать нужный ритм, вводить дополнительных персонажей, интерпретировать имеющийся текст, буквально дописывая его, и при этом не отступить от авторской манеры Валерия Беляковича, сохранить его стиль – знак школы. Пришлось изменить финал, углубив и расширив его до вселенского звучания». Пьеса Гладилина, по мнению Олега Леушина, кинематографична, построена по монтажному принципу. Потому пришлось искать нестандартные решения смены «кадров», строить сложнейший ритм сцен, используя звук и цвет. Кстати, интонацию постановке задает музыка, подобранная заслуженным работником культуры России Михаилом Коротковым, именно от предложенной им темы идет постановщик, соединяя прошлое и настоящее, древний Рим и мир потусторонний, добро и зло, тень и Свет. Как признается режиссер, он сам планировал играть Гая Юлия Цезаря, но потом отдал эту роль заслуженному артисту России Сергею Бородинову и не жалеет об этом. «Сергей играет невероятно точно, мощно, убедительно. В спектакле заняты молодые актеры театра. Ребята пластичны, удивительно изобретательны и способны к любым поворотам сюжета, – говорит Олег Николаевич, - Андрей Санников, которого зритель чаще всего видит в комическом амплуа, открывается с новой стороны, его Лициний серьезен, мудр, а временами даже трогателен».
Играть Гладилина реалистично невозможно, пришлось избрать особый жанр, как уже отмечалось выше - жанр фантасмагории. Спектакль имеет возрастные ограничения: 18+. Как бы не пытался режиссер смягчить диалоги и некоторые сцены, все же разговор ведется прямой и жесткий о том, что «мир сошел с ума» и продолжает неумолимо деградировать в своем гибельном поклонении Золотому Тельцу. Исследуя природу успеха и механизм создания мифа, авторы постановки выходят на новый уровень обобщения: оказывается, шоу продолжается и за порогом вечности, только роли в этом вселенском спектакле выбираем не мы, это делают иные режиссеры: «говорит и показывает Всевышний!». Смерть перестает быть загадкой, за ней не привычная еще со времен Шекспира тишина, а новые муки. Общество проданных душ, где даже хлеб насущный заменен зрелищем, обречено агонизировать бесконечно. Молиться могут только те, кто сохранил в условиях всеобщего распада чистый ангельский голос. «Перестаньте слушать слова, откройте свое сердце, учитесь внимать ему», – обращается к зрителям Олег Леушин.
Оригинал статьи здесь