Таня Белкина • Интернет-портал для детей КАК НАДО, от 11 июня 2015 года • 11.06.2015

Спектакль В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ в театре на Юго-Западе

Главная / Пресса / Сезон 38

“Вот так история…Укуси меня морская черепаха…”
 

Когда встает вопрос: какой детский спектакль с приключениями, трюками, схватками, погонями поставить в театре, то нет сомнения в том, что это будет что-то про пиратов. Тема это благодатная и неисчерпаемая. Но как только произносишь слово “пираты”, то возникает ассоциация с мегапопулярным фильмом про Джека Воробья. А когда прибавляешь слово “сокровища” и “остров”, то на ум сразу же приходит роман Стивенсона.
Как написать пьесу, в которой есть и пираты, и поиски сокровищ, а также карта, остров и золото, и при этом не впасть в подражание этим вышеупомянутым произведениям? Секрет знает режиссер спектакля “В поисках сокровищ…” Олег Леушин.
Кстати, одно из лучших воспоминаний моей жизни – его Калигула и Меркуцио. Но вернемся к нашему спектаклю.
В нем огромную роль играют место и время.

Предыстория

Когда-то, 12 лет назад, в море вышли два корабля, на которых было по одному отцу и по два ребенка. В результате сильного шторма три ребенка пропали без вести; каждый отец получил по новой дочери; у одного отца остался один ребенок, у другого два. Просто задачка на математическую логику!
Спустя 12 лет предводитель пиратов, Роджер Хагред, приходит со своей дочерью, Кэтрин, на разбитую пиратскую шхуну “Глория” искать карту острова сокровищ. Чуть позже него туда же являются брат с сестрой,  Алекс и Луиза и, что характерно, первыми находят карту. Ну и завертелось!
Профессор Патрик Кларк. А также доктор, антрополог, археолог, психолог, миллионер, и вообще классный! Самая выигрышная роль после пирата Роджера Хагрида.  Актер Андрей Санников прекрасен в этой характерной роли.
Сюжет мог бы стать несколько мелодраматическим, учитывая количество потерянных детей и горюющих отцов. Но, поскольку одна дочь выросла в настоящую пиратку, а другая в симпатичную искательницу приключений, пьеса выруливает в нужном бодром направлении. Да и отцы не сидят, пригорюнившись, на месте.

Я бы назвала “В поисках сокровищ…” идеальным спектаклем для мальчиков, если бы не считала гендерный подход в корне неверным. Какая девочка не мечтала стоять под парусом или со шпагой в руке? Короче, девочки бывают разные. И главное отличие мальчиков от девочек не в том, что одни любят стрелялки, а другие розовых пони. А в том, что девочки любят копаться в отношениях.
А их в спектакле предостаточно! Если изобразить персонажей кружочками, а связи между ними стрелочками, то получился бы запутанный клубок. Я ловила себя постоянно вот на таких мыслях: “Ах вот как она, оказывается…” или “А это, наверное…” или “Так это же…”.

Полный вперед!

Просит морская душа приключения.
Время настало. В море идти нам пора.

Я 12 лет не ходила в театр на Юго-Западе. А до этого я была там ну очень частым гостем. С радостью хочу отметить, что основные принципы взрослого театра сохранены и в детском.
Юго-Западным постановкам всегда была присуща некоторая экзальтированность. Актеры предпочитают крик простому разговору. Тихую речь они заменяют на таинственный шепот или знаки. Драматические акценты легко сменяются гротеском.
Маленькие размеры сцены и зрительного зала, в котором всего 6 узких рядов; музыка, всегда подобранная идеально; свет – все это создает эффект полного погружения в спектакль. Для меня всегда антракт или финал был каким-то выходом из транса.
Я только не поняла, почему детский спектакль “В поисках сокровищ” идет без антракта. Мне кажется, только из-за этого он рекомендован для детей от 12 лет, возраст, когда ребенок уже может высидеть почти 2 часа театрального времени. Но если добавить антракт, то смело можно идти школьникам от 8 лет.

Два капитана

В погоню за сундуком с монетами отправляется две команды: два корабля, два капитана. Условно говоря, на одной шхуне хорошие охотники за сокровищами, на другом плохие. Отличное сценическое решение – поделить сцену на две части и показывать два корабля одновременно. Мне даже стало жаль, когда один из кораблей утонул, и все герои воссоединились на другом.
В пьесе есть настоящее противостояние двух капитанов.  Прекрасная дуэль на шпагах.
Желающие могли делать ставки. Я лично поставила на “хороших”, потому что профессор Кларк прямо-таки вышел из какого-нибудь обожаемого мною романа Жюля Верна. А мой мальчик, разумеется, предпочел “темную” сторону. Но будем честны, пират выглядел намного эффектнее. А капитан Тэйлор, как говорят в фигурном катании, проиграл костюмом.
Руки оторвать тому, кто выбрал светлую джинсу как основу. Она очень удешевляет внешний вид. Так тоже говорят в фигурном катании.
Остров везения и счастья
В море выходим, в море выходим,
Ветер попутный, время не ждет
Да, мы в море выходим,
Зюйд-вест, полный вперед!
Надо жить на земле, где уют и покой,
Где надежность семьи, дети рядом с тобой.
Мир в дом, прочь все ненастья.
Мир в дом, радость и счастье.
Мир всем, прочь все ненастья,
Мир всем, радость и счастье.
(поется на мотив саундтрека “Пираты Карибского моря”)
Спектакль посвящен поискам золота. Но всем этим людям, собравшимся на отдельно взятом необитаемом острове с сокровищами, для счастья нужно совсем не золото. Кому-то нужны были просто приключения и любимый человек рядом. Пиратам стабильная работа и уверенность в завтрашнем дне. Неукротимой Жанетте достаточно своего маленького бизнеса.
А сокровища пусть так и остаются на необитаемом острове. К тому же, как заметил Глеб, там такой маленький сундучок, что каждому все равно не хватит.

Глеб, это Театр. Театр, это Глеб

Честно говоря, я долго не решалась пойти с Глебом в театр на Юго-Западе – таких крохотных помещений он никогда не видел. К тому же сын любит, чтобы на спектакле было “дорого-богато” – спецэффекты, декорации и т.д. И, вообще, он сторонник традиционного театра, ему надо, чтобы все по правилам. А в любимом театре даже занавеса нет. И бывает, зрители сидят на ступеньках.
А вдруг ему не понравится, переживала я. Тогда мне будет страшно обидно.
Каждый год, с тех пор как ему исполнилось 7 лет, я штудировала детскую афишу и … не решалась. Прошли мимо нас и “Маленькая колдунья”, и “Белоснежка с семью гномами”.
Но как только я увидела (спустя год после премьеры), что на Юго-Западе поставили самый что ни на есть спектакль для мальчиков, мы сразу же отправились туда. В ход было пущено средство тяжелого калибра – юго-западное мороженое в их знаменитом театральном буфете. Я не знаю, как так получилось, но оно практически такое же, как 12 лет назад.
Что касается спецэффектов, то я лично почувствовала эффект 5D. Когда была сцена шторма, мне реально казалось, что сцена качается от волн. А уж когда начались батальные сцены: на шпагах для мальчиков и на зонтиках для девочек, я совсем облегченно вздохнула. Ну кому это может не понравиться?
 

Оригинал статьи можно прочитать тут

Таня Белкина • Интернет-портал для детей КАК НАДО, от 11 июня 2015 года • 11.06.2015