журнал "Город", февраль 2009 года • 02.2009

Стремясь услышать время

Главная / Пресса / Сезон 32 (2008/2009)

      Вновь классика и современность борются на театральных подмостках, соревнуясь в остроте и креативности, желая быть актуальными и завоевывать все типы аудитории. Однако зритель, выбирая, куда пойти, неизбежно склоняется к новой, еще не известной пьесе – ожидая от нее ответов на текущие вопросы современности, в том числе желая понять себя и услышать свое время.

      Безусловно, самая шумная премьера сезона – это «Вечер с бабуином» в Театре на Юго-Западе в постановке Валерия Беляковича. Этот режиссер первым открыл для сцены писателя Максима Кантора, сделав из его трагикомедии современный памфлет, где экзистенциальные вопросы нашего мира штормят, швыряя зрителя в пучину яростных споров об устройстве бытия. В роскошный особняк нового хозяина жизни, некоего олигарха по имени Пётр (Валерий Афанасьев), приглашены на прием писатель и журналист со своими женами. Гости потрясены окружающей роскошью и размахом. «Кто же вы, Петр?» - спрашивают они. – «Я, собственно говоря, бандит». Это завязка действия, идущего дальше по пути социального диспута об обществе, в котором правят теперь новые хозяева жизни, синтезирующие в себе бандитов, политиков и олигархов. А Петр разворачивает перед гостями целую идеологию своего бандитского ремесла, произнося блестящие речи о демократии как обществе сильных, попирающих тех, кто слабее. Весь спектакль – это яростная дискуссия всех присутствующих, которая открывает перед нами грустную картину деградации нашего общества. Где бандиты-мафиози скупили всю страну, ставшую их заложником. Где жизнь давно уже идет исключительно по законам грязного бизнеса. А общественные идеалы кардинально переменились. Прав тот, кто урвал, и тот, кто сильнее. И у руля давно уже не интеллигентные люди, а хамы, такие как вот этот бандит Петр, которому подвластно все. И он докажет это своим оппонентам. Наряду с разными чудесами, окружившими в этом замке гостей, хозяин готовит главный сюрприз – игру в карты. Играет же он именно на человеческие жизни. В результате чего писатель проигрывает ему свою жену – которую, по прихоти хозяина, зарезали и приготовили из нее ужин. И устроили роскошный пир, олицетворяющий пожирание себе подобных в вечной борьбе за жизнь. А также символизирующий торжество преступной криминальной силы в развитии любой цивилизации.
      Весь этот сатирический памфлет напоминает нам какой-то безумный, инфернальный сон. Он обжигает, впечатляет, пугает – отразив для нас тот пошатнувшийся мир, в котором все мы оказались.

журнал "Город", февраль 2009 года • 02.2009