Наталья Белоус • газета "Местное время" (г. Нижневартовск), №60, от 7 апреля 2010 года • 07.04.2010

Театр - это опиум для подготовленного сердца

Главная / Пресса / Сезон 33

Среди непогожих, пасмурных дней неожиданно расчистилось небо, заливая город солнечным светом, во весь голос запели птицы. В этот день в Нижневартовск прилетел Валерий Белякович. «Приехал, чтоб подружиться с этим прекрасным городом, который при солнечном освещении выглядит очень счастливым!» - этими словами народный артист, режиссер-постановщик, актер и писатель Валерий Белякович потом завершит свой творческий вечер, проходивший в рамках цикла «Театр и книга» в центральной городской библиотеке.

Здесь, в Нижневартовске, о Беляковиче знают немногие. Валерий Романович иллюзий на свой счет не питал и именно с этого начал свое выступление: «Я очень волнуюсь, потому что я не артист, лицо которого известно широкой публике. Мы, режиссеры, люди, так сказать, закулисных профессий». Так давайте будем знакомиться с человеком, талант которого уже давно перерос пределы нашей страны. Это он ставил спектакли во МХАТе и в Московском драматическом театре, в мо¬сковском театре «Новая опера» и в Пензенском драматическом театре, в театрах Японии и Америки! Это он в свое время основал Театр на Юго-Западе, билеты на спектакли в котором раскуплены на несколько месяцев вперед! Как говорил бессмертный классик, даже жить с таким человеком в одну эпоху - большая честь, а уж принимать у себя в гостях - просто неоценимый подарок судьбы. Прибыл артист с творческой программой «Моно» - что означает «монолог о времени и о себе», где он рассказывает о событиях своей необыкновенной жизни, читает собственные рассказы, сердечно, по-свойски общается со зрителями и весьма искусно ломает стереотипы представлений нижневартовцев о том, каким может быть выступление человека с мировым именем в канун своего 60-летнего юбилея.
С первых слов мэтр сумел установить дружескую, непринужденную обстановку в зале, отказавшись от софитов и от высокого стула на сцене, и как будто сразу растворил в воздухе тот барьер, что незримо отделяет артиста от зрителя.
Он рассказывал о себе и перипетиях собственной жизни с лег¬костью и открытостью закадычного друга: «Я так хотел поступить в театральное училище, что никак не мог поступить. Знаете, иногда, когда очень хочется что-то сделать, ты прикладываешь массу усилий, а ничего не получается...». Но вместе с тем, без лишней скромности, говорил о своем ярком таланте, о тех шедеврах, что он уже создал и еще только собирается сотворить. Беззастенчиво попирая идеалы скромности, не дожидаясь когда-то самое пресловутое «хорошее» о нем скажут другие. В какой-то мере выступление Беляковича можно назвать мастер-классом по самопиару в самом славном понимании этого слова.

А вот он уже отплясывает на сцене, изображая собственную маму, о которой, кстати, много и ярко рас-сказывал. А в другую минуту уже поет, читает стихи, переходит на шепот или вовсе замолкает, отыскивая в себе следующий образ.
И в то же время он со сцены успевал наблюдать за залом, отыскивая для себя что-то интересное. Белякович не тот человек, что чопорно отводит взор, когда один из зрителей непроизвольно зевает. Он даже из этого, казалось бы, неприглядного факта разыгрывает почти театральную сцену. И вот уже весь зал знает, что «провинившегося» зовут Роман, что он не выспался накануне, и все дружно хохочут над одной из комических историй о зевающих оперных певцах. Он же обрывает на полуслове экспрессивный, эпатажный, весьма откровенный 'рассказ «Мамино платье», повествующий о собственных приключениях в Америке, обнаружив не ту реакцию зала, которую ожидал, и тут же, признавшись в своих просчетах, орга¬нично переходит на другие темы, не нарушая общей композиции выступления.
Звучали и классические вещи, которые зрители ожидали, ради ко¬торых многие и пришли. Например, знаменитый монолог Клавдия из по¬становки «Гамлет», с которой, кстати, труппа Театра на Юго-Западе объездила весь мир. Не забыл Валерий Романович и о грядущем 65-летии Победы в Великой Отечественной войне, в честь которой прочел патриотическое стихотворение Эдуарда Нежелайтеса «Пепел».
Оставил время на общение с залом - отвечая нетривиально, вдумчиво, откровенно. Например, ответ на вопрос: доволен ли он собой, звучал так: «Мне еще не хватает шедевров. Творчество - это самоуглубление. А я сейчас занят зарабатыванием денег. К 35-летию театра через два года я для себя поставил планку, чтобы у нас в репертуаре было 50 спектаклей (сейчас их 33) - вот эти 17 спектаклей, которые я поставлю за два года, - они все должны быть шедеврами! Тогда я буду чувствовать себя, ну скажем, полуреализованным».
В заключительном слове Валерий Романович пригласил зрителей к себе в Театр на Юго-Западе, заго-ворщицки предложив использовать для входа пароль «Нижневартовск»! «Я хочу поблагодарить вас за то, что вы пришли. Мне было очень приятно, я бы хотел, чтобы наша встреча повторилась в Москве в нашем театре и здесь, но уже и с другими артистами. Я хочу чтобы мы все-таки в этот город хоть небольшой спек-такль привезли, например, «Трактирщицу», ее даже здесь можно сыграть - стулья раздвинуть и...».
На этих словах можно было бы и закончить, но я как автор статьи и зритель этого незабываемого действа от лица всех присутствующих хочу сказать большое спасибо организаторам этой встречи, благодаря которым нижневартовцы, наряду с московскими, американскими и японскими зрителями, имели честь познакомиться с этой колоритнейшей личностью! Спонсорами творческой программы «Моно» Валерия Беляковича выступил: Елена Дергунова - генеральный директор го¬стиничного комплекса «Обь», Александр Хусид - генеральный дирек¬тор ООО «Гостиничный комплекс», Михаил Столяров - генеральный директор ООО «Черногоравтотранс», Владимир Пысенок - генеральный директор ОАО «Нижневартовск- авиа», Татьяна Типакова - частный предприниматель, Виктор Кочубей - директор ЗАО «Ливадд», и Вадим Морозов - директор филиала ОАО «Запсибкомбанк» в г. Нижневартов¬ске.

Наталья Белоус • газета "Местное время" (г. Нижневартовск), №60, от 7 апреля 2010 года • 07.04.2010