Дарья Крутоголова • Российская газета • 14.09.2018

Театр на Юго-Западе показал первую премьеру сезона

Главная / Пресса / Сезон 42

"В начале не было ничего…". Как у писателя перед первым белым листом бумаги, так и у героев нового спектакля Олега Анищенко, не было ничего. Не было любви, не было сожаления, сочувствия, стремлений. Они появились словно бы из абсолютного ничего - и все равно, что по задумке автора, на дворе 2030 год.

Эта цифра выбрана не случайно: год, когда бессмертным "Маленьким трагедиям" Пушкина исполнится 200 лет, уже действительно близко. И, возможно, именно от осознания этого факта зрителю немножко жутко смотреть постапокалиптическую постановку этих пьес в Театре на Юго-западе. Дополняют атмосферу какой-то общей щемящей безысходности тяжелые ритмы, которые словно набатом отзываются где-то в глубине сердца.

В мире, где царствует режим силы, режим никогда не прекращающейся войны, кровавые битвы разгораются и в душах героев, жителей некоей общины. Благородство воюет с тотальной беспринципностью, потребность любить - с отсутствием этой любви в них самих. На них всех не похожа только она одна - Мэри. Именно она является героем только придуманной (или "снятой" с нашей?) реальности Олега Анищенко, не появляясь ни в одной из адаптаций пьес Пушкина.

Именно эта девушка, словно своеобразная птица мира, пытается уравновесить грязный мир с хотя бы маленькой частицей чего-то светлого и давно забытого. Она открывает небольшой томик Пушкина - и примеряет на каждого роли из "Маленьких трагедий".

Бароном из "Скупого рыцаря", трясущимся над каждой монеткой, становится предводитель общины (которого, кстати, играет сам постановщик спектакля); известный сластолюбец превращается в обольстительного Дон Гуана, который не любит никого, кроме себя и не раскаивается даже перед убийственным мистическим явлением; младший сын в семье, еще не до конца загубленный жестокостью этого мира, становится наивным, в чем-то таким же гениальным, Моцартом. Для каждого из героев находится по две, по три роли, в которые они глядятся, словно в зеркало.

"Четыре трагедии не связаны между собой никак, ни "персонажно", ни временно - разве что авторством. Нам не хотелось играть их, как разрозненные произведения. Мы и связали их эстетикой, эстетикой постапокалиптики. 2030 год - самое время задаться вопросом, как изменился мир, как изменились люди. Но в этой немного фантастической обстановке не добавилось ничего такого, что не окружает нас повсеместно - и я говорю именно о нашем внутреннем содержании, поступках", - говорит о спектакле Олег Анищенко.

"Мы хотели создать мир без любви, совсем без любви. У всех этих персонажей есть одна-единственная беда - у них нет любви, ни у кого. А человек так устроен, что он не может без этого жить, он все время в поиске, ищет это в деньгах, ищет это в женщинах, в вещах, где угодно. Но жить без этого невозможно. Мы не стали делать это про наше время, мы перенесли это немного в будущее, с надеждой на что? На то, что мы не дойдем до этого будущего. На то, что мы "свернем" с этого пути", - подытожил режиссер-постановщик.

Словом, антиутопия "Маленькие трагедии 2k30" стала для мира уже поставленной классической литературы действительно чем-то новым. Резкость в оценке современного мира сквозь призму одновременно и прошлого, и будущего, и надежда на то, что даже в таком мире есть маленький шанс на обретение спокойствия и ценности жизни, заставляет сделать переоценку того, что мы имеем на сегодняшний день. Зачем? Чтобы в предполагаемом 2030-ом у нас было все.

Ориганал статьи можно прочитать здесь

Дарья Крутоголова • Российская газета • 14.09.2018