М. Князева, Г. Вирен, В. Климов • Журнал ИСКУССТВО №5, 1983 года • 05.1983

Театральные студии. Театр-студия на Юго-Западе

Главная / Пресса / Сезон 6

Театр-студию на Юго-Западе трудно назвать смелым экспериментатором. И в то ж время его зрительский успех очевиден. Такое сочетание необычно для студий…
…Несколько лет назад в Москве Валерий Белякович, заведующий библиотекой Гагаринского района, организовал при ней  театральный коллектив. Одновременно Белякович преподавал в театральном кружке Дворца пионеров. Актеры этих двух трупп и составили костяк театра на Юго-Западе, образованного в 1977 году при отделе культуры исполкома Гагаринского района Москвы. Возглавил театр Белякович, в то время уже студент  режиссерского факультета ГИТИСа.
Среди любительских студий столицы эта студия выделяется стабильностью и интенсивностью работы. В труппе – 35 актеров и большая постановочная часть. Играют по 20 и больше спектаклей в месяц. В начале 1983 года в репертуаре было 13 спектаклей. Театр расположен недалеко от метро «Юго-Западная» в цокольном помещении жилого дома. Зал рассчитан на 120 человек, и он, обычно, не может вместить всех желающих. Чем же привлекает театр в свой маленький зал?
…Его репертуар поначалу может удивить: столь разноплановы включенные в него спектакли. Рядом с «Женитьбой» Гоголя музыкальное представление «Театр Аллы Пугачевой», рядом с «Драконом» Е. Шварца – Чехов. На афише имена Ануя и Шукшина, Булгакова и Казанцева… И спектакли внешне непохожи, нет у них бросающегося в глаза общего «выражения», как в труппах, приверженных к четко определенной эстетике.
По словам Беляковича, театр разрабатывает сразу несколько направлений, каждое из которых за эти годы определилось как важное и перспективное. Первое – театр политический. Это упомянутый «Дракон» Е. Шварца, «Носороги» Э. Ионеско, «Жаворонок» Ж. Ануя. Первые две вещи решаются как антифашистские и даже антигитлеровские («Носороги»). «Жаворонок» - гимн подвигу героини французского народа Жанне Д’Арк. Второе важное направление – классика. В первую очередь – Гоголь: «Женитьба», «Игроки», «Отрывки». Близко к этому пласту примыкает направление, именуемое Беляковичем «психологическим театром»: «Мольер» М. Булгакова и «Эскориал» (спектакль по одноактным пьесам зарубежных авторов), а также спектакли-портреты, рассказы о писателях (пока о Чехове и Шукшине), в которых сплетены отрывки из их произведений, писем, статей, факты их биографий. Несколько особняком – другое важное направление: театр развлечения, отдыха, юмора. Это спектакли «диско-театра» - «Театр Аллы Пугачевой»», «Песня-83». Здесь и песни, и танцы, и пародии, и шутки. И все это – с хорошей музыкой современных советских композиторов.
Если вглядеться в этот «разнобой», в спектаклях театра на Юго-Западе можно обнаружить нечто общее: В. Белякович – ученик народного артиста СССР Б. Равенских, верно хранящий в памяти уроки учителя, сторонник театра простого и ясного. Ему близка идея площадного, балаганного театра, яркого и по самой своей сути – подлинно народного. Белякович и место ему присмотрел: там же, у «Юго-Западной», в жилом квартале.
Но сказать, что балаган – стихия Беляковича, было бы упрощением. Он стремится воспитывать актеров на сложных психологических пьесах, в основном классических. Белякович противник «переосмысления» классики, вмешательства в нее, осовременивания. Он не относится к числу режиссеров, рассматривающих пьесу как отправную точку для создания собственной концепции.
Путь театра на Юго-Западе – слияние зрелищности и психологичности в форме простой и ясной. Кстати, режиссер много работает над формой, но отнюдь не придавая ей самодовлеющего значения. Он организует спектакль динамично, эффектно, используя богатство музыкальных ритмов, света. Темпоритм – ключевое для Беляковича понятие в создании спектакля. Каждый из них можно сравнить с коротким и сильным ударом  – так, по замыслу режиссера и актеров, он должен восприниматься зрителем. Кстати, Белякович, как правило, ставит спектакли без перерыва, считая, что антракты расхолаживают зрителей, ослабляют силу эмоционального воздействия. Он стремится захватить внимание зрителей с первых минут и не отпускать его до конца.
И часто это ему удается. Очень велика здесь заслуга актеров. Заметим, что театр работает почти без декораций, кроме музыки и света ничто не подкрепляет актера. К тому же спектакли идут в условиях малой сцены. Но эти «барьеры» актеры преодолевают и порой великолепно. В театре люди разных профессий: рабочие, студенты, инженеры, научные работники. Один из лучших актеров – В. Авилов – шофер. Конечно, он и другие «Ветераны» имеют опыт работы на любительской сцене. И все равно достигнутый некоторыми из них уровень удивляет. Добавим, что занятий по актерскому мастерству в театре нет: весь «курс обучения» ребята проходят на репетициях и в спектаклях. Огромная самоотдача… Вот, пожалуй, и в этом кроется ответ, что же привлекает зрителей к театру на Юго-Западе.

М. Князева, Г. Вирен, В. Климов • Журнал ИСКУССТВО №5, 1983 года • 05.1983