Ольга Игнатюк • журнал "Театральная афиша", май 2009 года • 05.2009

Укрощение строптивой

Главная / Пресса / Сезон 32 (2008/2009)

Этот спектакль для "посвященных": для тех, кто знает путь Театра на Юго-Западе и способен видеть его сегодняшний день в неразрывности с его историей и традициями. Именно знатоки как раз прекрасно помнят "Укрощение строптивой", появившееся на этой сцене в 1992 году, где играло старшее поколение труппы. В новой постановке играет уже новое поколение, вливающее новый молодой азарт и собственный кураж в эту старую пьесу. И нынешняя молодежь, продолжая традиции местной сцены, кажется еще более буйной и дерзкой, атакуя нас своей неистовой энергетикой и празднуя этот красивый сюжет.

Теперь уже играют дети корифеев Юго-Запада, и осведомленный зритель идет сюда именно на Олю Авилова и Мишу Беляковича как главных героев нового спектакля. Оля - дочь легендарного Виктора Авилова (незабываемого Гамлета, вошедшего в мировую шекспириану, а также пронзительного Воланда). Миша - сын Сергея Беляковича. И теперь эта пара в центре особого внимания: глядя на них, мы считываем коды, завещанные их знаменитыми родителями. Вспоминаем отцов, размышляем о детях.

И выбор Авиловой на роль Катарины мы расцениваем как авантюрный режиссерский умысел: ведь нет ничего бунтарского в этом хрупком и нежном существе! Эта белоснежная кожа, эти огромные печальные глаза, точеный артистократичный нос, яркие пухлые губы и венчающая все прелестная ямочка на подбородке... Да, это лицо ангела, дополненное природной хрупкостью невесомого тела и тонких рук и ног.  Забавно растрепав прическу, на сцене из нее сделали всклокоченного воробышка и выстроили роль "на преодоление". Заставив ангела сыграть чудовище. Очень поучительно смотреть, как она это делает, превращаясь из воробья в фурию и осуществляя огромные скачки личностного диапазона. В отдельных моментах в ее рокочущем голосе мы слышим тональность авиловского Воланда...

Потому ей не страшен даже Петруччо - сей дикий пират с уголовными ухватками, которому давно уготовано место на нарах. Этот толстоногий бандюк с орлиным носом и грозно вращающимися глазами укрощает нашу героиню, повинуясь сюжету - мы же смотрим на их дуэль и втайне учимся сами. Наблюдаем процесс диковинных пристроек друг к другу этих яростных людей. Как демонстрируют они противнику свою крутизну, силу и хитрость. Как, дойдя до крика, переходят на леденящий душу шепот. И какие методы, от молчания до грома, пускают в ход, стремясь уничтожить врага.

А ведь на самом деле они учат нас искать пути навстречу друг к другу, и мы проходим тут прекрасную школу - поскольку ведь даже они этот путь нашли - такие разные, такие непримиримые.

Ольга Игнатюк • журнал "Театральная афиша", май 2009 года • 05.2009