Т. Сергеева • Газета «Московская правда», от 9 января 1992 года • 09.01.1992

В этом безумии есть своя система

Главная / Пресса / Сезон 15

Эжен Ионеско – второй раз на сцене Театра на Юго-Западе. И снова  под режиссерской рукой Валерия Беляковича алогичное по сути произведение разворачивается как в высшей степени логическая и доказательная. «Король умирает». Да, он умирает в течение двух часов, отпущенных спектаклю, иногда еще и подчеркивается: осталось полтора часа, осталось сорок три с половиной минуты. Есть в английском такое глагольное время – настоящее продолженное, т, что длится в настоящем, вот это самое тянущееся и бегущее на наших глазах время выбрано для спектакля. По сцене, отмеченной металлическими конструкциями, которые в быту, по всей видимости, употребляются для отопления, расхаживают персонажи в костюмах «под Вадима Сидура». Этот скульптор любил сварить две-три железяки, какие ни на есть болванки, надеть на них шляпу либо кепочку – и готово: заговорщик, мафиози по-нынешнему, или работяга. Так и здесь: поверх фуфаек, галифе цвета хаки, каких-то обносок и опорок, в которых без труда различаются черты средневековых костюмов (а средневековье, породившее народный карнавал с его перевертышами «верха» и «низа», с его острым здравым смыслом и неистовой мечтательностью, здесь явно любят) – металлические кольца, обручи, поножи, наплечья. В них Доктор – и предсказатель, и шут, и эскулап, и отравитель, и кровопускатель – целитель, и кровопускатель – палач. А такой страж мог бы запросто шагнуть гегемоном к пылающей печи в достопамятных МХАТовских «Сталеварах».
А за стрельчатыми окнами тронного зала, где умирает король Беранже Первый (В. Белякович), рушится некогда могущественная империя, отпадают в соседние пределы земли, бегут в эмиграцию молодые люди, резко сокращается население, рождаются же одни дебилы… Словом, действительность наша, родимая, догнала ныне по степени абсурдности изображенную в абсурдистской пьесе начала 60-х. А еще в этом спектакле много философских раздумий о смысле жизни, которые тоже воспринимаются сверхсовременными, и много печали о конечности земного пути каждого человека. Но всего в короткой заметке не перескажешь…

Т. Сергеева • Газета «Московская правда», от 9 января 1992 года • 09.01.1992