Галина Беспальцева • "ВАША газета", № 3, от 22 января 2010 года • 22.01.2010

В этом надежда...

Главная / Пресса / Сезон 33 (2009/2010)

Слухи об открытии в г. Волжском профессионального драматического театра интриговали давно. Главным образом именами его организаторов: заслуженных артистов РФ Вячеслава Гришечкина (художественного руководителя) и Анатолия Иванова (режиссера) – в недавнем прошлом ведущих артистов знаменитого московского «Театра на Юго-Западе». Они и сегодня продолжают играть там свои роли в текущем репертуаре, одновременно активно снимаясь в кино и на телевидении.

Уверена, многие, кто видел, помнят гастрольный показ на сцене Волгоградского ТЮЗа потрясающего спектакля «Дракон» Е.Шварца в постановке художественного руководителя театра на Юго-Западе, народного артиста РФ Валерия Беляковича. Это было не меньше двадцати лет назад, но до сих пор перед глазами мученическое, прекрасное лицо Виктора Авилова – Ланцелота и изменчивое, выразительное в каждой секунде существования лицо Вячеслава Гришечкина, блестяще исполнявшего роль Бургомистра. Актер вспоминает, что его сравнивали с Луи де Фюнесом, причем фанаты утверждали, что именитый француз вряд ли смог бы повторить так, как это делал Гришечкин, монолог шварцевского бургомистра: «Я чайник, заварите меня…». Из его киноролей одна из последних, значимых – умный и зловещий Берия в сериале «Александровский сад». Среди огромного числа ролей Анатолия Иванова, сыгранных на Юго-Западе в конце 80-х – 90-х годах, несомненно выделяются шекспировские Гамлет и Ромео. О том, как он их играл, можно узнать из восторженных рецензий тех лет, где одним из главных определений было – «современный», а также «романтичный», «пылкий», и еще – «настроенный на активную потребность сделать что-то немедленно…» Вероятно, последнее – в большой степени человеческое свойство самого Иванова.

Почему именно в Волжском захотелось организовать театр? Ну, на этот вопрос ответить было проще всего – Анатолий Николаевич родом из Волжского, здесь живут его родители, отсюда он уезжал поступать в ГИТИС на курс нар.арт.РФ Л.Касаткиной (она, кстати, приезжала год назад в Волжский поддержать своих коллег). К тому же в этом городе, считающемся «спутником» Волгограда, до сих пор не было профессионального драмтеатра. А вот как удалось «пробить» этот вовсе не прибыльный для города «проект», да еще в разгар общего экономического кризиса – вопрос поинтересней!

Народный артист РФ Александр Калягин, председатель Союза театральных деятелей РФ, в своем поздравлении новому творческому коллективу написал: «…В наше сложное время, когда, к сожалению, в иных городах чиновники предпочитают «оптимизировать» бюджеты за счет культуры, за счет сокращения бюджета театров – в вашем городе открылся новый профессиональный театр. Я считаю, что это вызов жизни, это в каком-то смысле подвиг!»

Да, видимо, здесь всё счастливо сошлось: с одной стороны, настойчивое стремление воплотить мечту о собственном театре известных московских актеров и режиссеров, их умение быть убедительными, яркими не только на сцене, но и в кабинетах местной власти, и с другой стороны, вменяемость самой власти, уровень её открытости и действенной заботы о расширении культурной среды города. Новому театру отдали здание бывшего кинотеатра «Родина», к тому времени находящемуся в полном запустении. Сегодня, по прошествии почти двух лет, оно сияет призывными огнями, освещая перед собой просторную красивую площадку, которая переходит дальше в густую рощицу. Внутри театра – строгий, стильный интерьер закулисья с выкрашенными в черный цвет стенами и ярким освещением, скромно, со вкусом оформленная зрительская часть. Всё приведено в порядок, вычищено, обустроено любовными усилиями сотрудников и актеров, а также их друзей и поклонников – школьников и студентов. Потому что сама труппа театра на сегодняшний день и состоит в основном из учащейся молодежи г.Волжского. Их тщательно отбирали, выявляя наиболее одаренных ( некоторые сегодня уже студенты театральных вузов Москвы). Не скрою, первое знакомство с коллективом, случившееся год назад на общем театральном вечере в НЭТе, не произвело большого впечатления. Но это был сделанный явно на скорую руку невнятный «капустник», запомнившийся лишь своей массовостью. На сей раз мы с коллегой приехали в Волжский, чтобы увидеть молодой театр на его собственной сцене. Тем более, что показывали в тот вечер «Ромео и Джульетту». Опять же, если честно, вело чистое любопытство. Знали, что спектакль этот является переносом знаменитой постановки театра на Юго-Западе, осуществленной нар.арт.РФ В.Беляковичем в 1992 году. Засл.арт.РФ А.Иванов, режиссер нынешней версии, сохранив прежний постановочный рисунок и сценографию, ввел в его ткань новых исполнителей.

Ни в коем случае не собираюсь сравнивать – тем более, что того спектакля просто не видела. А то, что увидела (вместе с коллегой), произвело впечатление сильнейшее! Сразу хочется отметить удивительный эффект: было ощущение, что классическую пьесу (которую знаешь, кажется, наизусть) открывали, как новую, очень современную историю, населенную персонажами, которых раньше и не замечала, не придавая им особого значения. Во всяком случае, любой, выходящий на сцену человек, был наделен яркой индивидуальностью – вне зависимости от времени пребывания на ней и количества произносимого текста. А какой-то текст, казалось, вообще слышишь впервые…

Это проявилось уже в самой первой сцене, с появления юных представителей двух враждующих кланов. Они начинают задирать друг друга «на пустом месте», без всякого на то повода. А он и не нужен – есть возникшая неизвестно когда ненависть, вражда – необъяснимая, почти природная ( почему один двор воюет с другим, одна школа с другой, государство с государством и даже брат с братом?..) Это выглядит поначалу дурацкой перепалкой подростков, у которых «играет кровь», некуда деть свой темперамент. Артур Хачатрян в роли Самсона, слуги Капулетти, буквальным образом «кипит, как кипяток» и «изгрызает ноготь» по адресу слуги Монтекки. И чтобы еще ярче выразить негодование, переходит на родной армянский язык, выкрикивая оскорбления. Но смешная словесная дуэль слуг очень скоро переходит в жестокую бойню, в которую с энтузиазмом включается подоспевший «неистовый» Тибальт ( в энергичном, жестком исполнении Андрея Васильева), страстно ненавидящий само слово «мир». И уже не до шуток – еще никто не убит, но трагедия растворена в воздухе.

Энергия вражды, захлестнувшая в Вероне представителей всех сословий, всех отравляющая своим ядом, угасает лишь на очень короткое время – пока действует страх княжеского наказания. И эти передышки дают возможность увидеть в принципе обычных людей: способных дружить, переживать за ближнего, «валять дурака», страдать от безответной любви, устраивать карнавалы и подыскивать женихов для своих дочек…

Спектакль, принципиально аскетичный по внешнему ряду (подробнее об этом чуть позже) объёмно, щедро, не боясь длиннот, представлял своих героев. У Ромео реально ( а не функционально, как во многих других случаях) появился двоюродный брат и близкий друг Бенволио. Степан Гаю обнаружил в нем, при всей видимой бесшабашности, настоящую доброту и деликатность. Ведь именно ему открывал юный герой свою душевную боль и тоску по любви, выслушивая в ответ шутливые, но вполне мудрые советы старшего друга. И ведь именно Бенволио затащил Ромео на судьбоносный бал в дом Капулетти, где тот был сражен настоящей любовью.

Как короля играет свита, так окружение героя во многом определяет его самого. «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты». У Ромео был Меркуцио, и он был главным в их компании. Мурат Шыхшабеков играет молодого человека, вполне зрелого душой, много чего понимающего про жизнь, и от того не больно веселого. Хотя и неудержимого острослова – от избытка ума и таланта. Он словотворец, поэт, которому задай только тему – будет фонтанировать, пока не остановят. Бесконечный, кажется, монолог Меркуцио о королеве Маб, что вызывает сны, клянусь, на этом спектакле я впервые услышала, точнее сказать, расслышала со всеми его образными щедротами. Этот Меркуцио наверняка понимает невозможность счастья в мире, наполненном враждой и злобой, и потому искренне пытается предостеречь Ромео от его романтических порывов. Но когда задета честь друга, позиция стороннего наблюдателя-скептика для него невозможна. И значит, гибель неминуема. ( Хотя все равно эта смерть спровоцирована грешным желанием унизить, уничтожить противника. Как и Ромео следом, поддавшись законам вражды, становится творцом своего несчастья, убивая Тибальта).

Среди необходимых в жизни Ромео людей, на особом месте монах Лоренцо, философ, врачеватель, хранитель душевных тайн. В исполнении Алика Газаряна этот человек совсем лишен благостности, он не отстранен от жизни и понимает цену истинным чувствам. Его способность к состраданию проявляется импульсивной реакцией на конкретные события, требующие решительных и рискованных действий.

Понять-помочь способны лишь друзья, но их самих делают жертвами силы Рока. А уж родители, Монтекки и Капулетти, чьи жизни проходят параллельно, смыкаясь с жизнью своих выросших детей лишь на бытовом уровне, упрямо не желающие преодолеть собственную зашоренность, по определению не могут повлиять на ход трагических событий – только усугубляют их, став в свою очередь жертвами того же Рока.

Здесь все бессильны и обречены. И князь веронский Эскал, её верховный властитель ( скупо и мощно сыгранный Александром Егоровым), не в силах остановить извержений этого вулкана Зла, уничтожающего всех подряд, в том числе лучших.

… Пустое пространство сцены, обрамленное лишь анфиладой высоких металлических арок, в которых, как в красивой клетке, существуют люди. Тревожный, нервный, пульсирующий свет и всполохи-искры в темноте, сопровождаемые звуками постоянных сражений. Красно-черные, почти неотличимые костюмы персонажей. Музыка, наконец ( Вангелиса, Альбинони и других великих). Всё вместе создает ощущение абсолютной неотвратимости Трагедии.

И всё же, всё же… Была Любовь. Сделавшая обыкновенного мальчика Ромео, не самого яркого, не самого заметного среди других, но искреннего в проявлении чувств ( в исполнении Андрея Ткаченко) способным на поступок. И девочку Джульетту, не самую красивую, вполне скромную (в исполнении Вероники Микрюковой) проявить недюжинный характер и стать прекрасной.

Замечательна финальная сцена героев в склепе: без падений и натуралистических страданий – строгая, тихая. Влюбленные навечно застывают, склонившись друг к другу…Они пережили Любовь, давшую им духовный расцвет, отстранившую хотя бы на время темные силы.

И в этом надежда…

(полная версия)

Галина Беспальцева • "ВАША газета", № 3, от 22 января 2010 года • 22.01.2010