Ванкарем Никифорович • газета РЕКЛАМА, №31, от 17-23 августа 2006 года • 17.08 2006

Валерий Белякович начал репетиции

Главная / Пресса / Сезон 30 (2006/2007)

"Трактирщица" - следующий спектакль в театре "Атриум".

Валерий Белякович - известный театральный режиссер, народный артист России. В 1977 году он создал любительский театр-студию, которая сегодня является широко известным в Москве и не только в ней Театром на Юго-Западе.

В постоянном репертуаре этого коллектива около сорока спектаклей. Все они поставлены Валерием Беляковичем. Театр на Юго-Западе постоянно ищет свой выразительный сценический стиль, во многом следую традициям "Современника" и Театра на Таганке, продолжая их демократизм и гражданственность, острую направленность репертуара, поиск формы, обращение к каждому зрителю, особенно к молодежи. Сегодня афиша театра приглашает на спектакли по пьесам В. Шекспира, Ж.-Б. Мольера, К.Гольдони, Н. Гоголя, В. Шукшина, Л.Разумовской, А. Камю, Э.Ионеско, Н.Саймона, С.Мрожека, Э.Олби, Ж.Кокто, Р.Киплинга, Э.Ветемаа, В.Ерофеева, В.Сорокина, Н.Птушкиной и других драматургов - классиков и современников, вплоть до самых молодых авторов. В ряде спектаклей сам Валерий Белякович исполняет заглавные роли.

Валерий Белякович - режиссер постоянно ищущий, заряжающий актеров своей удивительной энергетикой. Он успешно ставил спектакли в других театрах Москвы (МХАТ им. Горького, театр им. Н.Гоголя, МТЮЗ, Новая опера), в Пензе, в Нижнем Новгороде. Работал как режиссер в театрах Японии и США. Давняя дружба связывает его с Иллинойским университетом в Чикаго, где он читал лекции. На сценической площадке этого университета в 1996, 1998 и 2001 годах состоялись гастроли Театра на Юго-Западе.

Сегодня Валерий Белякович у нас в Чикаго. Он приехал на прошлой неделе и сразу же с коллективом театра "Атриум" начал репетиции нового спектакля по комедии известного итальянского драматурга Карло Гольдони "Трактирщица". Уже на второй репетиционный день нам удалось с ним встретиться и поговорить.

- Расскажите, уважаемый Валерий, как это произошло, что вы стали сотрудничать с нашим театром "Атриум"?
- Я приехал в Чикаго по приглашению этого театра, чтобы поставить с этим коллективом спектакль по комедии Карло Гольдони "Трактирщица". Наверное, сыграл свою роль его величество случай. Я очень люблю Чикаго, так получилось, что этот город стал как бы  моей второй родиной. Видимо, недаром Чикаго и Москва - города-побратимы. А сотрудничество с театром "Атриум" обязательно должно было случится, по тому что - рискну так сказать - мы словно бы рождены друг для друга. У наших коллективов есть нечто общее в самом рождении.  Все у вас в театре - это люди, которых помимо основной работы что-то из космоса толкает, чтобы играть на сцене, творить театр. Мы в нашем Театре на Юго-Западе тоже так в свое время начинали. Поэтому идея вашего театра, его художественная платформа и его энергетика мне очень близки. А когда я посмотрел записи спектаклей "Атриума", сражу же отпали последние сомнения. И поэтому я с радостью согласился работать с этим коллективом. Вот и сольемся скоро вместе в карнавальном экстазе...

- Пять лет назад вы привозили в Чикаго поставленные вами в Театре на Юго-Западе спектакли "Чайка" по Чехову, "Dostoevsky-Trip" по Владимиру Сорокину, "Калигула" Альбера Камю и "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова. Последний вы показывали уже второй раз у нас в городе по многочисленным зрительским просьбам. Что нового произошло в жизни вашего театра за эти годы?
- Живем все так же, ставим регулярно новые спектакли. Правда, два года уже живем без прекрасного актера Виктора Авилова. Следующий сезон у нас юбилейный - театру исполнится 30 лет. Даже не верится, что столько лет нам. Последние наши новинки - "Требуется старый клоун" (для старшего поколения актеров) и "Опера нищих" (для актерской молодежи). Кстати, и "Трактирщицу у себя мы поставили сравнительно недавно. Выросло новое поколение интересных молодых актеров, с которыми мы сейчас работаем. Я веду курс в ГИТИСе, мои студенты активно участвуют во многих спектаклях нашего и других театров. Почти все наши постановки до сих пор в репертуаре, и мы стараемся, чтобы они пользовались успехом у зрителей, как и раньше. В ноябре у нас запланированы гастроли в Израиле. А недавно мы вернулись из Японии, показывали там "Макбета" и "Мастера и Маргариту". После работы у вас в Чикаго через некоторое время я буду ставить в Японии "Гамлета". А у нас в театре предстоит постановка "Царя Эдипа", хочу сам играть главную роль. Меня в последнее время что-то тянет на серьезную философию, всякие погремушки уже надоели. Я ощущаю в себе огромный несыгранный актерский потенциал, какую-то тоску по сцене, и хочется больше играть самому, чем ставить. Думаю о постановке пьесы одного современного шведского драматурга. У Жуховицкого есть любопытная пьеса"Последняя женщина сеньора Хуана", хочется и ее поставить. Жаль, что времени не хватает на осуществление всех замыслов.

- В прошлый ваш приезд вы говорили о планах ремонта и перестройки зала Театра на Юго-Западе. Что-то уже сделано?
- Перестройка нашего зала и театра все еще продолжается, все как бы в пути. Но я ко всему этому отношусь спокойно. Театр, как нам кажется, существует неплохо. Я уже столько лет руковожу этим театром и думаю, что у меня уже есть пропуск в рай. 30 лет работаю на одном месте, и театр не развалился - это редко бывает. Конечно, сегодня есть проблема занятости актеров, они часто получают приглашения на съемки и участие в сериалах, но мы просим их заявлять о своих творческих планах заранее.

- Как вписываются особенности Театра на Юго-Западе в общий московский театральный контекст? Что происходит сейчас в театральной жизни Москвы и России?
- В Москве сейчас - огромное разнообразие театров, представлены почти все стили, все идейные и сценические направления этого древнейшего искусства. Поскольку я работаю на кафедре режиссуры в ГИТИСе, я должен много смотреть и знать, что происходит. Последний спектакль, который я видел недавно, это "Король Лир" в театре у Константина Райкина. Мне очень нравится его постановочная и актерская манера. Конечно, вчерашние корифеи, как, например, Марк Захаров, уже сдают свои позиции, растет новое поколение молодой режиссуры. Но вот потрясающий пример - Юрий Любимов: ему уже под 90 лет, а он продолжает свой стиль  и образ жизни, каждый день работает, каждый день репетирует, выпускает новые спектакли. Олег Табаков старается поддерживать традиции МХАТа, сделал его коммерческим театром. Жизнь заставляет иногда ставить рассчитанные только на прибыль спектакли. Но в основном этим занимаются антрепризные группы: два стула, стол, кровать и три знаменитости - вот и весь спектакль. А театры со своей идеей, со своей платформой пытаются совместить все это, чтобы выжить и существовать. Наш театр чувствует себя уверенно в этой ситуации: у нас есть свой зритель. Нам хочется не думать о коммерции и говорить о вечном.

- К тому же зрителя, наверно, привлекает и экспериментальная форма ваших спектаклей?
- Вы знаете, я вообще стараюсь избегать этого слова - эксперимент. В моем понимании эксперимент - это нечто абсолютно новое. А театр - искусство, существующее тысячелетия. И мы вовсе не стремимся потрясти публику чем-то невиданным в смысле формы. Напротив, мы остро чувствуем свои истоки в древнем площадном театре, соотнося свои изыскания с его эстетикой, наполняя, разумеется, с его содержанием.

- А как вам видится общее состояние культуры сегодня в России?
- Что бы ни говорили и ни писали, мне кажется, что сейчас в России все-таки происходит определенный культурный ренессанс. Я сужу об этом и по московским театрам, и по театрам других городов. Уже шесть лет я являюсь художественным руководителем театра "Комедiя" в Нижнем Новгороде, знаю, что там происходит. Приятно, что есть оживление в литературе, появилось много хороших авторов, в том числе и в драматургии. Назову, например, молодых драматургов Максима Курочкина, Вадима Ливанова, Михаила Угарова, Петра Гладилина, Елену Исаеву... Все они пишут довольно интересно.  В Москве все время огромное количество художественных выставок, приезжают бесконечные гастролеры, в том числе и Мадонна... Москва в этом смысле немного бестолковый город, но все-таки бурлящий.

- Вы снова в Америке. Ваши первые впечатления?
- Когда я сюда ехал, я думал, что военные операции в Ираке как бы истощили Америку, требуя огромных материальных затрат. Я боялся, что приеду в страну, которая немного грустнее из-за всех событий последних лет. Но вот я приехал к вам в Чикаго и увидел, что жизнь кипит, как и раньше, все строится. Иллинойский университет застраивается новыми красивыми зданиями, построен фантастический, с огромным зеркальным овалом Миллениум-парк в центре города. Мне все это радостно и приятно. Неизменна моя любовь к этой стране, к этому городу. У меня такое ощущение, что если бы не было этой страны, не было бы и мира.

- Вы сказали, что "скоро мы сольемся в карнавальном экстазе". Можно ли понять ваши слова как определенное видение предстоящего спектакля "Трактирщица" в театре "Атриум"?
- Конечно. Во-первых, у меня ощущение, что я приехал не к незнакомым, а к известным мне людям, в знакомый коллектив. Всегда боишься начинать первую репетицию: непонятно, как тебя воспримут, как ты будешь воспринимать каждого в коллективе.  А у нас в самом начале вроде бы есть необходимое взаимопонимание, нет никакого напряжения, как будто так и должно все быть. А во-вторых, ставить эту комедию как там написано - уже утомительно, никто так сейчас не делает. Поэтому нужно было найти определенный ход, прием. И мы решили выйти на карнавальную основу. Ведь что только не бывает в Италии на карнавалах! Карнавал все спишет. Мы погрузили все в карнавальную стихию, и стало все легко. Сам жанр карнавала предполагает и дает возможность для многого, а что получится, зависит от актеров. Звучать будет та музыка, что звучит на фестивале в Сан-Ремо. Она близка нам всем, мы на ней росли, когда запрещалось все зарубежное, в том числе и музыка. Кстати, мне кажется, что с тех пор ничего более яркого Италия не выдала. Между прочим, в будущем году замечательному драматургу Карло Гольдони исполняется ровно триста лет, и это тоже немаловажно для атмосферы будущего спектакля. Так что нам в течение полутора месяцев предстоит интереснейшая напряженная работа. Будем надеяться, что спектакль понравится строгим чикагским зрителям.

- Спасибо вам, Валерий, за беседу. Желаем успехов и вам, и всему коллективу театра "Атриум". И до встречи на премьере "Трактирщицы"!

Ванкарем Никифорович • газета РЕКЛАМА, №31, от 17-23 августа 2006 года • 17.08 2006