Елена Воробьева • газета "Мегаполис. Досуг", № 37(93), от 6 ноября 2002 года • 06.11.2002

Виктор Авилов: "Саке лечился"

Главная / Пресса / Сезон 26

С заслуженным артистом России Виктором Авиловым беседует обозреватель «М.-Д.» Елена Воробьева

– Расскажите о своей творческой жизни на сегодняшний день.
– Работаю в 4 театрах. Естественно, в Театре на Юго-Западе, в «Арт-Хаузе» (играю в спектакле «Парфюмер» по П.Зюскинду), в Театре Наций («Пляска смерти» по А.Стринбергу), и вскоре, в ноябре, должен открыться театр «Киноспектакль», где я тоже буду играть. Чуть не забыл, еще занят в антрепризе «Скамейка» по А.Гельману. В июле - августе снялся в замечательной сказке, рабочее название – «В поисках тридесятого царства». Там я – деревенский кузнец. Эта работа показалась необычайно интересной, потому что действие происходит во времена язычества. Съемки проходили под Киевом – в живописных местах среди дубрав, сосновых лесов.

– Чем будет интересен зрителя новый театр «Киноспектакль»?
– В самом его названии уже заложена суть: кино плюс спектакль. Подобного театра в России нет. Только представьте себе, театральное зрелище органично перемещается в кинозрелище, киноперсонажи во время представления с экрана переходят на сцену, и , наоборот, актеры превращаются в киногероев. Зрители вместе с ними могут переплывать реки, взбираться на крутые склоны гор, пробираться сквозь чащу леса. Это интересно и здорово! Американцы сняли по Дж.Р.Р.Толкину фильм «Властелин колец», а мы поставили спектакль по его нашумевшему роману «Туда и обратно». Во время прогона 1-го акта я сидел в зрительном зале как завороженный и подпрыгивал на месте от ощущения восторга. Сама эта необычная, если так можно выразиться, стыковка кино и театра образует неразрывную связь всех персонажей и зрителей. Например, можно будет увидеть туловище героя на экране, а лицо его живое – в зрительном зале. Спектакль, безусловно, интересен как детям, так и взрослым. Ребята, обучающиеся в моей школе мастерства, смогут выходить на сцену и даже играть там небольшие роли. Художественный руководитель театра «Киноспектакль» - Олег Лещенер.

– Вы исколесили полсвета, на Международном театральном фестивале в Японии в 1990 году, где состязались 9 Гамлетов со всех континентов, признаны лучшим. Играете ли вы сейчас Гамлета?
– Нет, уже 3 года как не играю. Сколько можно? Мне кажется, Гамлета должен играть артист более молодой.

– Первый ваш выход на зарубежную сцену в роли Гамлета состоялся в 1987 году в Великобритании. Как к этому отнеслись англичане?
– На Западе нужно уметь доказать, что ты собой представляешь. Накануне нашего приезда в британской прессе разгорелась полемика. Консерваторы бились в истерике: «Что за нахальство? Как посмели русские везти нам «Гамлета?» Либералы встали в оппозицию: «А почему бы и нет? Нельзя закрыться от всего мира в своей скорлупе». Несмотря ни на что, мы англичан, что называется, обломали. В Глазго гастроли проходили в бывшей католической церкви, у входа в которую стоит памятник Шекспиру в человеческий рост. Зал был битком забит каждый день, а на последнем спектакле творилось невообразимое, люди разве что на люстре не висели, проходы переполнены. И вовсе англичане не чопорные и не холодные: зрители орали, аплодировали, свистели и даже топали ногами от восторга – вот до чего мы их доводили.

– Курьезы случались на гастролях?
– Сколько угодно. В Японии побывал семь раз, но однажды совершенно упустил из виду, что авансцена скошена по углам. Играл Гамлета и во время неистового боя с Лаэртом, когда он «ранит меня отравленной шпагой», сделал шаг назад и… упал навзничь в зрительный зал. Удар был довольно сильный, лежу и думаю: «Что же делать? Смогу ли я подняться?» Резко вскочив, слышу, как партнер с круглыми от ужаса глазами обращается ко мне: «Откуда кровь, милорд?» Зрители ничего не поняли, решили, что так и должно быть, натуральный поединок получился. Зато за кулисами японцы перепугались, подняли переполох, ведь впереди у меня было более 20 спектаклей! На предложение о срочной медицинской помощи я отшутился: «Ничего не надо, only vodka». Японцы, надо отметить, отличаются не только целомудрием и честностью, но и тем, что все воспринимают буквально и всерьез. Этим же вечером, не успел после спектакля в гостиницу войти, вдруг слышу: «Авилов-сан!» - ко мне со всех ног подбегает пожилой господин и зачем-то протягивает пакет с двумя бутылками водки «Сантори».

– Традиционная же водка у них саке?
– Да, но что в ней хорошего? Запах обыкновенного самогона. Я там иногда предпочитал покупать «Шочу», хотя однажды меня спасло саке. Впереди 2 месяца гастролей в Японии, затем , Южная Корея, а я сорвал голос на первых же спектаклях – не то что охрип, а жутко осип. Слова вымолвить не мог, каково? А в Токио держит небольшую кафешечку одна замечательная дама – Танка-сан, давняя знакомая труппы, большая поклонница всего русского. Она не только хорошо говорит по-русски, но и красиво, задушевно исполняет наши старинные романсы, блатные песни, особенно любит петь «Мурку».
Узнав о постигшей меня неприятности, стала «врачевать»: подогрела саке в микроволновке и приказала: «Витя, пей». Не поверите, но эффект потрясающий, саке в горячем виде оказывает терапевтическое действие на большое горло.

– Как вам понравилась Япония?
– Вообще, если Италия – страна-музей, то Япония – страна-аквариум, царство рыб и морских диковинок. Признаюсь, как заядлый рыбак, впечатления от живых плещущихся обитателей океана превзошли все мои ожидания. На рыбном базаре, в магазине продается все что душе угодно – даже морской черт, только что выловленные черепахи, гигантские лобстеры, крабы, вплоть до сушеных особым способом кальмаров к пиву. А пиво у них знатное, во всем мире славится. Икра свежайшая красная, необыкновенно дешевая и, надо сказать, спросом у японцев не пользуется. Зато черной икры у них нет.
Деликатесы в Японии не редкость, но если клиент токийского ресторана пожелает омаров… Много лет тому назад один наш соотечественник заказал в дорогом ресторане омаров. Он и не подозревал, что в таких случаях за свежим изысканным морепродуктом срочно вылетает вертолет… И цена услуги соответствующая.

– Приходилось ли вам сниматься в кино за границей?
– Съемки фильмо «Узник замка ИФ», «Большая игра» проходили во Франции. Простые французы – народ вроде бы деликатный, но в то же время чересчур любопытный.
На съемках от них спасу не было, любят все рассмотреть, расспросить, а когда узнали, что я играю графа Монте-Кристо, закивали: «О-ля-ля, Жан Маре…»
Надо отдать должное – французы знают и почитают своих великих соотечественников. А вот в Италии со мной произошел смешной случай. У нас Шаляпин – гордость народа, а у них, как я думал, Робертино Лоретти. Хотел показать итальянцам свою осведомленность: «О, страна Робертино Лоретти!» Они глазами хлопают, не понимают, о чем речь идет. Пришлось объяснить. Во всех городах, где бывал, ради интереса всех подряд спрашивал, никто его не знает.
Над «Узником» работали вместе с французами, и одна дама, как потом выяснилось, русская, узнав, что я через некоторое время полечу в Москву, попросила привезти ей черного хлеба, сала и… грецких орехов. В стране гурманов и изысков невозможно купить грецкие орехи.

– Где живут самые красивые женщины?
– У каждой нации есть свой шарм, но красивее русских и украинок в мире нет.

– Какое у вас хобби?
– На хобби катастрофически не хватает времени, но я заядлый рыбак. Люблю хорошую рыбалку на Волге.

– Большой улов бывал?
– Летом в Ивановской области вечером встану на лодке на якоря, утром снимусь с якорей, отстоюсь на лодке на большой глубине, а утром взвешиваю улов – 24 килограмма леща! Ловлю, как правило, один, без браконьерских ухищрений, на обычные удочки. Однажды, было дело, вырвались с ребятами на Ахтубу. Ну, любой рыбак поймет меня без слов, лучше места для знатока нет! На Ахтубе клевало день и ночь! Рыбалка там сумасшедшая, некогда даже улов взвесить.

– Отдыхать где любите?
– Пробовал отдыхать в различных экзотических странах, но, поверьте, роднее, ближе и лучше, чем средняя полоса России, для меня ничего нет. Очень люблю Волгу. Вообще с детства обожаю воду, и первое условие отдыха для меня – чтобы рядом была большая река.

– Рыбачили на море когда-нибудь?
– Рыбу ловил на Черном море, в Тихом океане, Японском море во время больших гастролей по Стране восходящего солнца. Там столько обитает диковинных экзотических рыб! Рыбак-японец Мута-сан помогал нам отсортировывать выловленную рыбу, чтобы ядовитая не попалась. Он относил улов в ресторан, где нашу рыбу готовили по экзотическим местным рецептам, затем подавали к столу на ужин. В каждом океаническом японском городке мы успевали еще и порыбачить.

– Говорят, вы обладаете экстрасенсорными способностями.
– В начале 70-х годов, когда даже говорить на эту тему было запрещено, много над собой работал, перечитал специальную литературу, восточные учения, а обучил меня всему экстрасенс Володя Герцог. Сейчас меня не тянет на экстрасенсорику. Для себя я все понял, осознал и «отложил в архивную паять». Но паранормальными явлениями интересуюсь, в это понятие включаю все то, что происходит на грани чудес.

– Как вы проводите свободное время?
– А что это такое?! Если выкраиваю час времени, то сажусь за недавно приобретенный компьютер. Уже сделал первые попытки постичь азы кино- и видеомонтажа. Олег Лещенер, режиссер театра «Киноспектакль», скачал мне дубли из фильмов, различные спецэффекты.

– Ваши дети тоже актеры?
– Старшая, Анечка, не пошла по актерской стезе, а младшая, Оля мечтает стать хорошей актрисой. Она играла в школьном театре, участвовала в КВН, пыталась поступить в театральный вуз, но пока не получилось, редко кто с первого раза туда проходит. Сейчас работает в съемочной группе на «Мосфильме».
Как ни странно, я никогда в детстве не мечтал стать актером, тут я возвращаюсь к Шекспиру: «Рок довершил, что Бог судил».

Елена Воробьева • газета "Мегаполис. Досуг", № 37(93), от 6 ноября 2002 года • 06.11.2002