Наталья Старосельская • журнал "Страстной бульвар,10", №10-140, октябрь 2011 года • 10.2011

Вражда и любовь

Главная / Пресса / Сезон 35 (2011/2012)

Наверное, уже два десятилетия минуло с той поры, когда в Театре на Юго-Западе появился спектакль «Ромео и Джульетта», поставленный Валерием Беляковичем. Тогда он изумил многих: обжигающей мыслью о вражде между людьми, которая непременно приведет к катастрофе (а мы-то наивно считали в то время, что все самое прекрасное только еще начинается, что повеяло свежим ветром перемен!); обрубками труб вместо шпаг в руках Монтекки и Капулетти; стремительностью ритма; возвышенной и возвышающей Любовью, что примиряет враждующих, пусть и слишком поздно, и становится высоким символом и смыслом Жизни...

Появившийся совсем недавно спектакль Московского Художественного академического театра им.М.Горького в постановке того же Беляковича - другой и о другом. Честно говоря, я не люблю режиссерских повторений; как бы ни разнились они индивидуальностью артистов, обновленностью прочтения, все равно в них ощущается некая вторичность. Случается такое и у Валерия Беляковича, пусть и не совсем по его вине - видят в Театре на Юго-Западе сильный, интересный спектакль и просят повторить его на других подмостках, а это нередко оказывается отнюдь не на пользу ни театру, ни самому режиссеру, вынужденному копировать себя самого.

Но с «Ромео и Джульеттой» получилось совсем иначе. Казалось бы, та же сценография, состоящая из арок, полукругом стоящих на сцене (сценография и музыкальное оформление Валерия Беляковича), но пластический рисунок спектакля - совершенно иной. Большая сцена МХАТа позволила режиссеру развернуть массовые сцены драк и танцев так, что задействовано все пространство, а на заднике сменяют друг друга виды Вероны, собора...

Подвергся сокращениям текст шекспировской трагедии - отнюдь не кощунственным, очень разумным и аккуратным образом, послужившим замыслу Беляковича, потому что свой сегодняшний спектакль он поставил не столько, быть может, о великой любви, сколько о великой вражде. Сегодня нас уже не смущают и не удивляют обрезки труб в руках враждующих - они абсолютно закономерны, они стали знаком времени и ненависти друг к другу тех, кто убивает, не помня первопричину розни; кто истребляет себе подобных, не различая правых и виноватых. И при таком взгляде нет виноватых, нет палачей - все оказываются жертвами. Потому, наверное, центральной сценой становится поединок Тибальта (И.Скицан) и Меркуцио (Г.Иобадзе); казалось бы, Тибальт - недалекий, особенно по сравнению с интеллектуалом Меркуцио, туповатый, кровожадный, одержимый идеей истребления всех Монтекки и тех, кто близок им. А в самый момент поединка он растерян, как будто нерешителен, в глазах плещется предощущение чего-то страшного. И кажется, именно в этот миг просыпается в нем человек. Только поздно, слишком поздно...

Потому что уже умирает Меркуцио, выдавливая из себя последние слова: «Чума возьми семейства ваши оба...». Надо сказать, что Г.Иобадзе играет свою роль на редкость выразительно, сильно. Его герой связан с Ромео узами крепкой дружбы, но идея этой вражды, причин которой никто не помнит, глубоко отвратительна Меркуцио. Он не стремится всех примирить, он занял свою позицию в городе, охваченном эпидемией убийств и ненависти, - этот Меркуцио просто хочет жить, как подобает молодому человеку: весело, радостно, беззаботно. Даже пластический рисунок его роли выстроен в полном соответствии с этими потребностями, но... ему-то и суждено погибнуть, испытав в чужом пиру похмелье.

Наименее симпатичным оказывается в обновленной (повторю, коренным образом обновленной!) трактовке Бенволио (А.Оя). Он откровенно трусоват, излишне суетлив, опаслив. Он не может стать близким для Ромео (А.Кравчук играет интересно, хотя еще немного скованно), поэтому сцена их утренней встречи совершенно логично воспринимается как торопливая и лишенная человеческой теплоты - для Ромео этот Бенволио не более, чем родственник по крови.

Очень неожиданной и яркой предстает в спектакле леди Капулетти (Л.Матасова). Одна из ярчайших и интереснейших актрис мхатовской труппы, Л.Матасова играет женщину, любящую свою дочь, но не понимающую ее - она до сих пор страстно влюблена в своего мужа (в роли синьора Капулетти молод, красив, выразителен и лишен привычного брюзжания-занудства О.Бажанов, хорошо известный московским театралам по своим работам в Оренбургской драме. Теперь он вошел в труппу МХАТа им.М.Горького к радости многочисленных поклонников). Все мизансцены выстроены таким образом, что леди Капулетти то опирается на его плечо, то обнимает, то украдкой прижимается к нему. Матасова создает образ женщины, искренне не понимающей, как можно не стремиться замуж за красивого, богатого, влиятельного человека, который любит - ведь замужество сулит такое счастье!.. И, кажется, все горести - и смерть племянника Тибальта, и даже гибель Джульетты - она сумеет преодолеть, потому что в ней живет та любовь, та страсть, которая и передалась ее дочери, дочери не только по крови, но и по духу. И мы невольно видим в леди Капулетти юную Джульетту, которой просто гораздо больше повезло в жизни... Л.Матасова создает акварельными красками сложнейший узор - бесконечной и счастливой любви на фоне сплошного кошмара, ненависти и крови. И держит этот рисунок от начала до самого финала.

Удивительно хороша в этом спектакле Джульетта (Е.Коробейникова)! Она так светла и чиста, что в нескольких эпизодах, когда ее несут на руках и она словно вознесена над обыденностью Вероны, Джульетта воспринимается как Мадонна. Хрустальный («бабановский»!) голос актрисы сегодня настолько непривычен в театре, что слушать его - подлинное наслаждение, а игра Е.Коробейниковой настолько углубленна и серьезна, что во внезапно вспыхнувшую любовь и готовность принять все испытания веришь безусловно.

Выразительно играют Л.Кузнецова (Кормилица), В.Конашенков (брат Лоренцо), молодые артисты, занятые в массовых сценах.

Думаю, что афишу МХАТа им.М.Горького спектакль Валерия Беляковича по достоинству украсит. Публика принимает его восторженно, радостно. Уже в антракте мне довелось услышать от зрителей, что смотрят «Ромео и Джульетту» не в первый раз и непременно придут еще.

А значит, Шекспир остается востребованным и сегодня, когда так неузнаваемо изменилось время.

На одном дыхании посмотрели всей семьей спектакль"Ромео и Джульетта" в постановке В.Беляковича! Яркий,динамичный!Приятно,что столько молодых актеров задействованно.Очень хорошее стилизованное решение костюмов,а также декораций. Среди актеров особенно запомнились выразительной игрой И.Скицан(Тибальт), Г.Иобадзе(Меркуцио), Л.Кузнецова(кормилица). Очаровала своей юностью и пластикой актриса Дарья Яковлева(Джульетта). Весьма необычное сочетание в ее игре хрупкости и силы,трогательной нежности и воли очень гармонично с общей концепцией спектакля:жизнь и смерть,любовь и вражда.Спасибо!

Наталья Старосельская • журнал "Страстной бульвар,10", №10-140, октябрь 2011 года • 10.2011