Александра Равенских • журнал "Театральный мир", №2, февраль 2011 года • 02.2011

Встреча с песней

Главная / Пресса / Сезон 34 (2010/2011)

Он верил в чудо  с самого начала, когда впервые собрал творческую молодежь Москвы и подарил ей мечту о театре.Это было более тридцати лет назад. А в декабре 2010 года  в финале спектакля "Куклы" актеры "Юго-Запада", ныне прославленного театрального коллектива под руководством Валерия Беляковича, прочли своему художественному руководителю Указ о присвоении высокой награды - Государственной премии России в области культуры - за цикл спектаклей "Шекспир на рубеже  веков".

Под бурные аплодисменты зала, аккуратно сложив важный документ, Валерий Романович неожиданно вспомнил историю о том, как однажды будущий премьер-министр Англии  Тэтчер в ответ на сообщение своей учительницы: "Маргарет, твое сочинение победило на конкурсе, тебя наградили! Как тебе повезло!" - парировала: "Почему повезло?! Я это заслужила".

Это, конечно, шутка. Но то, что театр на юго-западе Москвы давно заслуживает самых высоких наград и вызывает восторг своим "размашистым" репертуаром, режимом работы "без выходных", актерской отдачей и самоотверженностью людей, служащих театру, - это истинная правда. Правда и то, что отмену спектакля Белякович расценивает как катастрофу, мечтая при этом  о репертуаре в 50 названий, потому что считает слишком "расточительным" прощаться с ролями и спектаклями, которые стали удачей.Свою труппу он тоже воспринимает как чудо и называет "лучшей актерской труппой мира", а подвал на проспекте Вернадского, 125 - "священным". Ибо это то место, куда каждый вечер приходят люди, чтобы испытать "невиданные страсти, давно, быть может, забытые в наше механистическое время".

В канун 2011 года, когда "Юго-Запад" играл свой фирменный неувядающий капустник "Встреча с песней", вспомнились слова любимого учителя Валеры - режиссера Бориса Ивановича Равенских: "Чтобы творить новый мир, нужно уметь мечтать, нужно нести в своей душе песню, и если она спета в полный голос, тогда совершается чудо открытия". Встреча с театром на "Юго-Западе" всегда открытие, потому что его вдохновитель и создатель несет в своей душе песню - порой пронзительно щемящую, порой безудержно веселую, хоровую, порой страстную, шекспировскую песню, ставшую целой шекспировской симфонией.

Тот факт, что Россия дала Государственную премию за цикл спектаклей по Шекспиру, для театрального мира уникален. Это действительно чудо открытия! Это всё равно, как если бы английскому драматическому режиссеру Англия присвоила Государственную премию за цикл спектаклей по Островскому. Браво и Виват Белякович! Браво и Виват "Юго-Запад"!

Ни в одном репертуарном театре мира нет такого количества шекспировских названий. В интервью программе "Главная роль" на телеканале "Культура" Валерий Романович признался: "Я собираю только то, что резонирует моей душе, только то, что прочитал - и "задохнулся"". Потом он пояснил: "Шекспир - Библия для театральных людей. Задохнуться режиссер может от эмоциональных возможностей драматургии и от громадности заложенных в ней проблем".

Сегодня "Юго-Запад" - это одно из поражающих и восхищающих явлений современной театральной жизни, которое достойно пристального внимания и серьезного творческого анализа. Для меня, дочери Бориса Равенских, это продолжение веры моего отца во всемогущество театра. В преддверии своего 35-летия этот коллектив снова может не только удивлять, но и ошеломлять своими премьерами, полон веры в будущее, несет в своей душе песню и способен совершить чудо открытия. С Новым Годом, "Юго-Запад"! С новой песней!

Александра Равенских • журнал "Театральный мир", №2, февраль 2011 года • 02.2011