Танокура Минору • газета "Асахи", от 11 октября 2001 года • 11.10.2001

Выдающийся "Ревизор", который опровергает установившуюся теорию о русском театре

Главная / Пресса / Сезон 25

Сейчас во главе с Валерием Беляковичем Московский театр на Юго-Западе гастролирует по Японии. Обычно его считают авангардным. Но понятие об авангарде это неясное. Поэтому лучше сказать, что он является театром, который создает сцену, отвергающую установившийся стиль.  Прежде всего об этом свидетельствует необыкновенный спектакль "На дне". Постановка Беляковича вполне отрицает стереотип о том, что на низком слое общества, где живут выбывшие из строя жизни, значит "в ночлежке".

Декорация - чиста и проста, а металлические листы кроватей блестят красиво. На сцене мир отчаяния воспроизведен не сентиментальным способом, а хладнокровным. Мне кажется, что сентименталисты не будут довольны этим. Даже такую известную песню о тюрьме просто слегка поет актер, и зрителям невозможно перенести свои чувства в песню. И актеры, и актрисы всегда стоят на переднем плане и, смотря прямо, произносят слова своих ролей как будто кричат. Игра тоже в оригинально определенном стиле. Отмечают очевидный вызов норме театрального искусства России. Разнообразная способность постановщика, который управляет даже самым последним актером, позволяла творить новаторский вариант спектакля "На дне".
Что касается "Ромео и Джульетты", то до сих пор было много экспериментальных попыток. Поэтому, наверное, никто не удивится. Но спектакль Беляковича производит на нас свежее впечатление. Ведь он сделал всех действующих, которые связаны с этой трагедией, субъектами на сцене. Молодые артисты, в частности Г. Дронов и К. Дымонт, проявляют свою силу, которая нисколько не уступает опытным артистам и заметно блестит.
Теперь о "Ревизоре". Когда в начале спектакля разные действующие лица выступают по очереди на сцену, уже начинается распространяться комическая атмосфера и она постепенно прибавляется. Надо отметить талант Олега Леушина, который играет Хлестакова. Просто поразила выразительность, показанная  его хорошей пластикой. Можно назвать его "Арлекином нашего времени".  Еще нельзя забыть и о таланте В. Афанасьева, который играет роль Городничего (в спектакле "На дне" он играет роль Сатина). У него богатая мимика лица. Именно настоящий премьер! Выдумка с оркестром эффективно помогает комическому характеру в спектакле.
Мне кажется, что уже не появится "Ревизор", который превысит вариант Беляковича. Такой прекрасный результат! Необходимо видеть своими глазами.

Танокура Минору • газета "Асахи", от 11 октября 2001 года • 11.10.2001