Среди нас живут волшебники. Иногда они уходят, но не безвозвратно. Они непременно возвращаются, «кто на год, кто совсем, — говорил волшебник Высоцкий, — потому что всегда мы должны возвращаться».
«Театр на Юго — Западе» очнулся от страшного сна. На лицах вновь появились улыбки, пусть и грустные. Мастер Валерий Романович Белякович, понял, что пора вернуться. Это случилось тихим декабрьским вечером, когда в репертуаре была назначена премьера. С пьесой Петра Гладилина «Zoofellini» режиссер собирался разобраться в привычные короткие две недели.
«Обычно Валерий Романович говорил, что мы репетируем две недели, но всегда не хватает одного дня. В этот раз получилось наоборот — мы репетировали один день, но не хватило двух недель» — невесело пошутил актер Олег Леушин.
Именно ему, одному из талантливейших «учеников чародея», театр обязан чудом присутствия ушедшего мастера. Не остановиться на полпути, продолжить жизнь пьесы, вернуть настроение в театр без сомнения удалось.
В афише написали честно — «читка пьесы». Не премьера, не спектакль, ведь никто не знает, какой видел новую работу Валерий Романович. Кто — то даже сдал назад билеты, не представляя себе, что потерял.
Заслуженный артист России Олег Леушин сделал, наверное, свой самый лучший спектакль. Без затей, без особых материальных вложений, только по зову души и сердца. С помощью старых декораций и небесных сил. Так и творятся чудеса.
Выйти на подмостки буднично и обыкновенно мастер никогда себе не позволял. Каждый выход был эффектен и чертовски красив. Это стало не просто традицией, а настоящим фирменным знаком театра.. Леушин тоже не забыл об обычае начинать действие общением с публикой и веселой провокацией.
Провокационной оказалась уже сама пьеса «о телевидении и интернете времен Римской империи». Намек лукавый. Внимающий с умом, сразу догадается, в чем скрытые смыслы этой короткой преамбулы. Тут же нашелся и «рояль в кустах» — автор абсурдной драмы Петр Гладилин пришел предварить своим рассказом начало читки.
Однако, без концепции — никуда. Режиссер вечера привязал к пьесе о тв знакомые всем реалии и предложил воспринимать его, как ведущего ток- шоу. Скажем, Владимира Соловьева, не покидающего голубой экран ни днем, ни ночью. Вот когда началось диво- дивное! В какой то момент актер вольно или невольно, но очень ловко и похоже встал в излюбленную стойку популярного диктора: пытаться понять, где начинается игра, а где продолжается реальность уже не имело смысла.
Петр Гладилин признался, что иную пьесу писал всего один день, а вот с «Zoofellini» все случилось совсем иначе. Понадобилось восемнадцать лет добавлений и правки. Сочинение развивалось вместе с событиями в стране, менялось одновременно со сменой режима, политических устоев и подвластных политикам телеканалов. Наконец, маразм настоялся и окреп настолько, что его вполне можно выпустить на подмостки. И посмотреть, что из этого получится. «Театр на Юго — Западе», как обычно, «в самый жуткий час косит трын — траву» и реагирует первым.
Читку обставили по всем правилам «Юго- Запада» — со светом, музыкой, небольшой, но четко продуманной сценографией, с забавными переходами действий. В общем, с фантазией. Все устроил и срежиссировал один человек. В память о другом человеке, который долгие годы пестовал и гранил его актерский дар и талант всех, кого однажды взял в свой удивительный театр.
Олег Леушин — ведущий актер театра. Блестящий актер. В этот вечер он поднялся на недосягаемую высоту мастерства. Свой моно-спектакль исполнитель провел одним вздохом, с легкостью перевоплощаясь в многочисленных персонажей, конструируя и переживая экспромтом все неожиданные ситуации и повороты, без запинки продираясь через чащу сложного текста. От удовольствия наблюдать за мимикой, модуляциями голоса, всплесками эмоций чтеца «дыханье сперло» — так жаль было нарушить магическую тишину всепоглощающего внимания.. В высоком полете творческого созидания артист словно забыл о действительности и взял с собой ввысь всех, кто оказался этим вечером рядом.
«Эзопова» пьеса жила в это время своей жизнью и тоже творила чудеса. Маразматическое нутро, абсурдистское начало, парадоксальные ситуации рождались на глазах в отвратительной возне, борьбе двух телеканалов за внимание зрителей. Отупляющие мыльные сериалы, туманящие мозги нескончаемые ток — шоу, полнейшее неуважение к видеоаудитории, деньги, деньги, деньги.
И вдруг — решение сенаторов о моральном и этическом аспекте произведений культуры, о защите нравственности граждан, забота о духовности поколений. Предложение о принудительном изъятии неугодных власти и аморальных с точки зрения церкви творений с экранов и страниц, из залов и павильонов. Хитрый он, этот Гладилин! То ли оракул — ведь пьеса датирована прошлым годом, то ли успевает держать парус по ветру.
Внезапно в адском клубке дегенерации мелькнул свет чистоты неописуемой — несколько строчек о великом Феллини, настроение его бессмертных фильмов двумя штрихами, нормальным голосом, лирично и тонко. Подумалось — вот, все закончилось, сейчас снова чистое искусство одержит верх над многослойной пошлостью, над насильственной прививкой удушающей бездуховности. Жаль, не получилось. Черт снова украл месяц с неба. И все таки — браво! — и автору трагикомедии, и исполнителю за этот глоток надежды, за передышку и краткий миг счастья.
После прочтения пьесы Олег Леушин смотрел вверх, в небо над потолком сцены.. Он обращался к Валерию Романовичу, зная, что мастер здесь и он помогает. Транслировать это знание в зал оказалось чрезвычайно просто — настроение удивительного мистического покоя и вышней благодати само собой разлилось по узким коридорам от гардероба до самых укромных уголков.
Мастер не оставил свой театр. Отныне его мерками будет мериться все, что случится с ним дальше.
Оригинал статьи тут