Татьяна Кузьмина • газета "Волгоградская правда", от 22 января 2010 года • 22.01.2010

За "Родину"! За творчество!

Главная / Пресса / Сезон 33

В ТЕМНЫЙ, неприветливый декабрьский вечер я отправилась в Волжский.

- Вы быстро нас найдете, спросите любого, где бывший кинотеатр "Родина", вам покажут.

Подхожу. Фасад огромного типового здания еще советских времен облицован качественной плиткой, над центральным входом огромные буквы: Волжский драматический театр. В огромных застекленных витринах - крупноформатные цветные афиши спектаклей, мгновенно цепляющие взгляд. Площадь перед театром аккуратно вымощена, в центре, напротив входа, - чудесный оазис из деревьев, цветочных клумб и разных скамеек.

Вхожу в вестибюль. То, что я боялась увидеть, - провинциально-сквозняковый, отливающий свежей масляной краской... Ничего подобного. Стильный шарм московского духа, на матово-черных стенах - множество цветных фотографий, висящих... на вешалках. Крылатой фразе Станиславского: "Театр начинается с вешалки" здесь придали конкретно осязаемый смысл. Огромные помещения, в которых не прекращается работа по грамотному их освоению, просторная сцена, также одетая в черное с глухим бархатом отливом, удобный и вместительный зрительный зал пролили бальзам на душу недоверчивого критика: нет, здесь все серьезно, никаких "времянок" не подразумевается.
А в маленьких светлых кабинетах директора - завлита - режиссера я сразу же уперлась взглядом в два заключенных под стекло письма-раритета. А одном народная артистка СССР Людмила Касаткина, сыгравшая ключевую роль в появлении этого театра на карте Волгоградской области, напутствовала коллектив на свершения. Другое письмо - от председателя Союза театральных деятелей РФ народного артиста России Александра Калягина, которое я просто не могу  не процитировать:
"Это действительно знаковое событие и для театра, и для зрителей, и для культурной жизни области. И важное событие для всей театральной России. В наше сложное время, когда, к сожалению, в иных областях чиновники предпочитают "оптимизировать"бюджеты за счет культуры, за счет сокращения бюджета театров, - в вашем городе родился новый профессиональный театр. Я считаю, что это - вызов времени, это в каком-то смысле подвиг.
От всего сердца желаю вашему коллективу прежде всего любящих, преданных зрителей, процветания и успехов! Интересных, ярких премьер, творческих открытий и побед! В добрый путь!"
Не всякий новорожденный театр, согласитесь, удостаивается такого напутствия от самого Калягина. Кто же эти смельчаки, рискнувшие открыть драматический театр в провинциальном городе на Юге России, где своего стационарного театра не было никогда?
Это знаменитые на всю Россию москвичи - заслуженные артисты России Вячеслав Гришечкин и Анатолий Иванов, ярчайшие звезды Московского театра на Юго-Западе. Когда я приехала в Волжский, Гришечкин только что уехал по делам в столицу, и со мной побеседовал режиссер театра Анатолий Иванов.

- Как же вы, сверхуспешный столичный актер, любимый ученик Л. Касаткиной и С. Колосова, один из лучших артистов знаменитого театра на  Юго-Западе, где вы служите с 1988 года, сыгравший на его сцене Ромео и Гамлета, ошеломивших публику Токио и Чикаго, а у нс вошедших в историю русской шекспирианы, вы все бросили и оказались в одном из городов Волгоградской области?
- Для меня этот шаг был глубоко осознанным и естественным. Ведь я родился в Волжском, здесь и сейчас живут мои родители. Я всегда считал несправедливым, что в моем родном городе нет драматического театра. Нам, школьникам, за театральными впечатлениями приходилось ездить в Волгоград, а это дорога, позднее возвращение, беспокойство родителей... И несколько лет назад я подумал: почему бы не исправить это недоразумение, не помочь землякам? Пошел за советом к любимому педагогу Людмиле Ивановне Касаткиной. Она выслушала меня, крепко обняла и сказала: "Голубчик мо, ты сделаешь большое и благородное дело. В добрый путь, и всегда рассчитывай на мою поддержку!"

- А вашего друга Вячеслава Гришечкина, его жену актрису Анну Гришечкину долго пришлось уговаривать?
- Мне кажется, они только этого и ждали! Мой однокашник по ГИТИСу великий Гришечкин, учившийся у великих Эфроса, Юрского, Голубовского, один из создателей Театра на Юго-Западе, откликнулся мгновенно! Да и Аня обрадовалась. Понимаете, мы в Москве реализовались по полной программе и в театре, и в кино, и на телевидении, и в педагогике. Огромное число сыгранных ролей, налаженный быт, друзья, тусовки - все уже, как говорится, схвачено, известно на все годы вперед. В Москве 200 с лишним театров, и все они в той или иной степени предсказуемы. А ведь хочется чего-то совсем нового, неизведанного! И когда мой лучший друг понял, что я зову его "на целину", открывать театр буквально с нуля, он был счастлив.

- Трудно ли было договорится с властями г. Волжского?
- Нам сразу пошли навстречу, вполне оценив значение нашей идеи для подрастающего поколения. Есть, есть здесь патриоты родного края! Нам отдали под театр типовое здание кинотеатра "Родина", уже долгое время стоявшее бесхозным. Правда, на него претендовали разные торговые организации, мечтающие преобразовать его в очередное торговый центр. Но власти Волжского поступили мудро, приняв во внимание, что торговые центры в областном городе уже имеются, и в изобилии, а вот своего театра как не было, так и нет. Мы очень благодарны властям: площади нам передали хорошие, хотя для того, чтобы превратить их в настоящий, добротный и уютный театральный дом для волжан, придется еще , как говорится, попотеть. Но главное - он уже есть, свой, собственный!

- Слухами, вы знаете, земля полнится. Как только просочились сведения, что некие знаменитые москвичи приехали в южную провинцию создавать театр, пошли круги: "Ну да, ну конечно, в Москве, видимо, кризис достал, так звезды в глубинку потянулись за шальными деньгами!"
- Мы даже не обижаемся на такие слухи. Люди просто не в состоянии понять, какие горы мы на себя взвалили. Мы трое плюс директор сидим на копеечной зарплате. Власти нас субсидируют очень жестко, ничего лишнего - сами понимаете, тут неоткуда ждать "деньжищ". И это нормально! Мы приехали сюда не чтобы обогатиться - у нас в Москве, поверьте, гораздо больше возможностей для этого, при том, что  у нас есть имя и репутация.
Мы хотим создать Театр!
Можно сказать даже высокопарно: мы памятник себе хотим нерукотворный, оставить после себя реальный след...

- Всего за год вам многое удалось. Вы типовое разбитое здание бывшего кинотеатра  хоть и не до конца, но в основном преобразили, создали привлекательную эстетическую среду. Всего за год вы и художественный руководитель театра Вячеслав Гришечкин поставили около 10 спектаклей, среди которых "Игроки" Гоголя, "Дорогая Памела" Патрика, "Человек, который платит" Жамиака, "Ромео и Джульетта" Шекспира... Сразу видно, что вы не хотите иметь ничего общего с дешевой антрепризой. Кто играет в вашем театре? И нашли ли ваши творческие устремления отклик у местного зрителя?
- В течение всего лишь года мы в результате титанических усилий создали полноценный репертуар, достойный городского театра. И местные жители сразу к нам потянулись, особенно молодежь. Правда, поначалу, по давнишней привычке, приходя покупать билеты, спрашивали: "А во сколько сегодня сеанс?" Мы улыбались - понимали, что так запросто память о кинотеатре "Родина" не вытравить. А сейчас волжане к нам привыкли и даже полюбили. Приходят с цветами, сувенирами, письма пишут, с нетерпением ждут премьер.
Тут ведь, по большому счету, все свои!  Коллектив мы набрали, объявив кастинг по школам и вузам города. И были потрясены. Сами не ожидали, что встретим так много по-настоящему одаренных молодых людей. Некоторые из них, проработав у нас год, уже поступили в столичные театральные вузы, и я думаю, эта тенденция продолжится, как бы мы ни переживали по этому поводу. Но, с другой стороны, энтузиазм молодежи - залог прочного будущего театра. К тому же мы можем рассчитывать только на нее - зрелых актеров мы приглашать к себе не только не хотим, но и не можем (сами на съемных квартирах живем).

- Я посмотрела созданный вами, Анатолий Николаевич, спектакль "Ромео и Джульетта". Мне жаль, что скромный формат нашей беседы не позволяет мне подробно прорецензировать его . Скажу лишь коротко, что он потряс меня искренностью и  свежестью чувств, высоким качеством сценической речи, духовной наполненностью.  Это, конечно, большое событие - такой свежий, глубокий спектакль. Еще я обратила внимание, что герои этого спектакля великолепно одеты. Откуда такая роскошь?
- Гуманитарная помощь, я бы сказал! Художественный руководитель Театра на Юго-Западе, лауреат государственной премии РФ, профессор российской академии театрального искусства и народный артист России Валерий Белякович подарил нам эти костюмы со своего спектакля, поставленного им в 1992 году и до сих пор остающегося эталоном. Как режиссер постарался возродить его дух, его нерв, его мощь, и кажется, это получилось благодаря невероятной отдаче моих юных земляков.
А пока мы очень бедный театр. Своих костюмов у нас нет. Хотя и власти, и фанаты стараются нам помогать чем могут. Но лиха беда начало. Мы - трое москвичей, по-настоящему счастливы, ежедневно убеждаясь, что оказались здесь не только нужны, - необходимы. В Волжском теперь есть свой драматический театр, и мы - его основатели. Так что - за театральный Волжский! За Волгоградскую область! За "Родину"!

Татьяна Кузьмина • газета "Волгоградская правда", от 22 января 2010 года • 22.01.2010