Анна Андреева • газета КУЛЬТУРА, № 26 (7234), от 13-19 июля 2000 года • 13.07.2000

Женский взгляд и мужское одиночество

Главная / Пресса / Сезон 23

Театральный дебют Риммы Марковой

Использование в драматических спектаклях звёздных, но по определённым причинам выпавших из поля зрения публики киноперсон – ход, очень популярный в антрепризеЖ качество таких спектаклей, как правило, оставляет желать лучшего. И потому радостно, когда киноперсону приглашает в свой спектакль драматический театр на достойную её имени режиссуру.
Такой пример явил под закрытие сезона Театр на Юго-Западе. Режиссёр В.Белякович задумал поставить пьесу Н.Птушкиной "Пока она умирала" (спектакль получил название "Макарена") и пригласил на центральную роль знаменитую киноактрису Р.Маркову, ни разу до этого не принимавшую участия в полноценном драматическом спектакле. Первый блин отнюдь не вышел комом: "special quest star" отлично вписалась и в команду актёров, и в специфическую эстетику театра Беляковича. Уже стало привычным, что Птушкину у нас ставят довольно однообразно: окунают в бытовые декорации и интонации, отчего спектакли нередко получаются простоватыми и скучноватыми. Но такой подход, как известно, не для Беляковича, великого выдумщика и мастера зрелищности. Его спектакль с размаху бросает нас в безумие карнавала, где гремят модные латиноамериканские мелодии, царят яркие краски и чувства через край. И душещипательная мелодрама о престарелой матушке Софье Ивановне (Р.Маркова), стремящейся устроить личную жизнь взрослой дочери Татьяны (Н.Сивилькаева), о разгильдяе Игорьке, по ошибке попавшем в их дом (В.Афанасьев), и разбитной продавщице Дине из соседнего овощного (Г.Галкина) словно расширила свои границы, зазвучала объёмно и красиво. Чему способствовал своеобразный подход к самой пьесе: режиссёр как бы "приподнялся" над текстом, заставив его звучать чуть ли не пародией на себя. При всей жесткости режиссёрского рисунка актёрам оставлено достаточно "воздуха" для импровизации, отчего в действие то и дело вплетались "капустные" куски, причём так легко и незаметно, что создавалось ощущение, что оно так и задумано.
Софья Ивановна Р.Марковой – безусловный центр спектакля, его основной стержень, его камертон. Наивная, трогательная, как ребёнок, тётушка в инвалидной коляске больше всего на свете хочет, чтобы все вокруг были счастливы. Она простодушно верит во все немыслимые истории, сочиняемые для неё дочерью, поддаётся на все хитрости, вокруг неё затеянные. А если и догадывается о чём-то, то не показывает виду. Потому что понимает, что делается всё это по одной причине – под названием любовь. А ради того, чтобы почувствовать любовь дочери, увидеть, что ей хорошо, можно и попритворяться. Именно доверчивость и обаяние Софьи Ивановны задерживают в её доме совершенно случайных людей: ошибшегося адресом Игорька и непонятно как появившуюся Дину. Наверное, так бывает и в жизни: не находя душевного тепла в своём кругу, люди вдруг обретают его у посторонних. А вот чего-чего, а нерастраченного тепла у Софьи Ивановны в запасе предостаточно. Думается, как и недовостребованных актёрских возможностей у Риммы Марковой. Кто знает, может, с этого спектакля для неё начнётся новый жизненный этап, как и для её героини – с событий, описанных в пьесе.

Анна Андреева • газета КУЛЬТУРА, № 26 (7234), от 13-19 июля 2000 года • 13.07.2000