Наталья Кайдалова • журнал ТЕАТРАЛЬНАЯ КАССА, май 2002 • 05.2002

25 лет Театру на Юго-Западе

Главная / Пресса / Сезон 25

"Дитя перестройки и гласности"  - так на заре 90-х называли Театр на Юго-Западе зарубежные зрители и почитатели, принимавшие этот коллектив в Чехословакии, Австрии, Эдинбурге и Тампере, в Голландии, Италии, США и Японии, и склонные объяснять его искусство и успех переменами в общественной и культурной жизни России.

Так-то оно так, но все-таки справедливости ради напоминаем: Валерий Белякович создал свой театр в середине 70-х, когда перемены еще не планировались, а перед всякой незапланированной инициативой высилась каменная стена отчуждения, и само существование андеграунда было под угрозой.

"Рождение в года глухие", абсолютно самовольно, вдали от театральной магистрали, в подвале, "Юго-Запад" явился московской публике олицетворением "катакомбы", глотком свободы, символом сопротивления, братской общины - словом, живым противостоянием "системе" и всяческому официозу.

"Нас проморгали"- говорит Валерий Белякович и сравнивает свой театр с "малым ростком, проломившим асфальт" на радость зрителям, сразу окружившим эту сцену плотным кольцом аншлагов. Здесь показывали водевили "Уроки дочкам", где бушевала комическая стихия, ранние рассказы Чехова, драму А. Казанцева "Старый дом" о несчастных жителям коммуналок, героического "Жаворонка" Ж.Ануя - в роли Жанны покоряла сердца Галина Галкина - юная премьерша театра, восходила звезда Ирины Бочоришвили, и трагичной, и острохарактерной. работавшей во всех жанрах актрисы.

Спектакли множились, режиссер устанавливал мировые рекорды по части сроков их появления на свет, и вскоре "Мольер" М. Булгакова, "Эскориал", весь Гоголь, запрещенные "Дракон Евгения Шварца, "Носороги" Э. Ионеско составили славу репертуара. За ними воспоследовала обойма изящных спектаклей о любви, в том числе нигде более не шедшие "Школа любви" Э. Ветемаа, "Мандрагора" Н. Макиавелли. "Три цилиндра" М. Миуры, "Самозванец" Л. Корсунского, "Дураки" Н. Саймона, "Трилогия" А.В. Сухово-Кобылина была венцом репертуара 80-х годов, в ней был занят весь "звездный" состав театра...

"Средневековый" золотоволосый Авилов потрясал сердца в ролях Беранже, Гамлета, Мольера, Ланцелота и шута Фолиаля, сам Валерий Белякович не раз был назван в прессе великим актером за роли Клавдия и Джерри; перед Сергеем Беляковичем и Владимиром Коппаловым почтительно склоняли головы гоголеведы и шукшинисты; В. Гришечкин и А. Ванин поднимали знамя гневной сатиры Шварца, а тогдашний первый шекспировед А. Аникст в статье "Гамлет, заново открытый" писал: "Здесь оказываешься перед лицом жизни самой, перед лицом трагедии". Актерское ядро основателей "Юго-Запада" срослось и сработалось с яркими талантливыми людьми, пришедшими позже, из других театров Москвы и России, из ГИТИСа, "Щуки", "Щепки". Валерий Афанасьев (Макбет, Пилат, Сатин, Вершинин), настоящий, мощный премьер, завоевывающий зрительские сердца без счета. Приход в театр таких сильных артистов, как В. Афанасьев и В. Борисов, А. Наумов, А. Иванов; Олег Леушин и Карина Дымонт, Михаил Докин и Илона Барышева, и совсем молодой Михаил Белякович сделали возможным расширение и обновление репертуара, постановку "Трех сестер" и "Чайку", трагедий и комедий Шекспира числом пять, "Мастера и Маргариты" М. Булгакова, "На дне" М. Горького, "Самоубийцы" Н. Эрдмана и оригинальной версии "Трехгрошовой оперы" Б. Брехта.

О художественных приемах, об эстетике и стилистике "Юго-Запада" много писали, но можно и еще раз повторить, что Валерий Белякович обновил сценографию и театральную эстетику, призвал на сцену принципиально новые, до тех пор невостребованные актерские ресурсы, усилил, если не открыл заново, роль света и музыки в драматическом спектакле, заставил мощно заработать "массовку", охватил мировой репертуар в широчайшем спектре...

Валерий Белякович - один из создателей Авторского театра, театра - зеркала души, в котором каждый зритель видит себя. Думается, поэтому, он стал отдельным и в своем роде неповторимым явлением искусства. той редкой, "штучной" вещью, которая обладает в глазах зрителей неотразимой привлекательностью.

Театр Беляковича работает непрерывно в течение 25 лет, став событием в жизни огромного числа людей.

Вперед и выше, единственный и неповторимый Театр на Юго-Западе. в следующее 25-летие!

Наталья Кайдалова • журнал ТЕАТРАЛЬНАЯ КАССА, май 2002 • 05.2002