Новый спектакль по мотивам произведений Пушкина, но в своеобразном прочтении
В Московском Театре на Юго-Западе прошел закрытый показ премьеры спектакля «Маленькие трагедии. 2k30» по мотивам произведений А.С. Пушкина. Благодаря проекту «СПЕЦКОР» на показе побывал корреспондент Первого студенческого агентства.
Еще одно порождение артхауса, новое прочтение Пушкина, помещение его маленьких трагедий в постапокалиптический мир, где нет места любви, где все решается силой, люди разучились читать, а найденная в разрушенной церкви книга считается бесполезным предметом, ведь «ей нельзя убить или защититься». А страх вызывает Черный человек, который приходит и уносит умерших. Единственное связывающее звено - «чужая» Мэри, которая не помнит ничего о себе, но обладает знаниями, хотя и не знает, откуда они у нее. При этом именно она и является тем человеком, который читает «маленькие трагедии».
Иллюстрацию читаемого мы видим на сцене? Происходит ли это в реальном мире? Все существует только в голове Мэри? Или трагедии Пушкина читаются как летопись, как реально произошедшие события, которые находят параллели в современном постапокалипсисе?
Вопросов больше чем ответов, впрочем сам подобный жанр их подразумевает, но параллели точно есть. Братья Амадей и Вольфганг, которые сражаются на арене, соперничают из-за женщины, но при этом у них нет непримиримого противостояния. Те же актеры воплощают образы Моцарта и Сальери. А может - это просто две стороны одного человека? Или даже самого Пушкина! Как отметил исполнитель роли Моцарта Вадим Соколов, для окружающих Пушкин был воплощением Моцарта - успешным гением, которому все удавалось легко, но и у него было недовольство своей работой, тяжелый труд, как у Сальери.
Таких параллелей очень много. Красными нитками связаны мотивы утрированной постапокалиптической жизни с сюжетом трагедий, современной жизнью, вечными проблемами... Тут приходится много думать, причем иногда как в старом анекдоте возникает вопрос: синие шторы - это просто синие шторы или глубокий внутренний посыл? Все происходящее на сцене имеет потаенный смысл, или ты ищешь его уже даже там, где его нет?
Конечно, нельзя не сказать пары слов о Черном человеке. Кто это такой? Кто приходит за умершими и уносит их прочь?Это темная энергия, говорит исполнительница этой роли Зарина Бахтиева, - воплощение всей ненависти, которой пропитаны герои пьесы в одном персонажи. Это энергия «нелюбви».
И в этой нелюбви погрязли все персонажи «трагедий», и даже финальная пушкинская трагедия «Пир во время чумы» оказывается вплетенной в повествование, и она является финальным аккордом, порождая еще больше вопросов, на которые, наверное, каждый человек должен дать ответы самостоятельно.
Оригинал статьи можно прочитать здесь