Таня Белкина • Интернет-портал КАК НАДО от 31 марта 2017 года • 31.03.2017

6 причин отвести подростка на спектакль 16+ – МАКБЕТ в театре на Юго-Западе

Главная / Пресса / Сезон 40

А когда мне его вести? Еще два года, и он вообще со мной никуда не пойдет. Уже сейчас, в его 13,  я могу заманить его только на взрослый спектакль, – не дай бог проскочит хоть один ребенок! Поэтому, ходим предпочтительно на спектакли 16+ , хотя он, конечно, не все понимает.

Причина первая. Театральный буфет
Верите? Заманиваю на спектакли только буфетом. Особенно у нас в чести жульен в театре на Юго-Западе. Большое спасибо шеф-повару! Если бы не он… Заодно обнаружилась родственная связь – я тоже без ума от кафе в подвальчике театра. Только я предпочитаю мороженое. И, вообще, мне кажется… Ну я надеюсь… Я не спрашивала, потому что боюсь разочароваться… Глебу нравится атмосфера театра. Сцена, которая так близко-близко. Шесть зелененьких рядов. Афиши в коридоре, уже знакомые лица сотрудников. Дорога в буфет, опять-таки.

Причина вторая. Страшная
У меня есть идея фикс, что каждый человек должен знать творчество Шекспира. Поэтому, как только ребенок дорос до подросткового возраста, я поняла – надо действовать, срочно идти в театр. Ни в коем случае не читать. Ведь Шекспир писал для сцены, значит, именно там его и надо изучать.
Но самое главное – выбрать правильную пьесу. С характером моего сына нам не подходят ни романтичная “Ромео и Джульетта”, ни сложный “Гамлет”, ни философский “Король Лир”.  Нам нужна самая страшная пьеса, где есть ведьмы, колдовство, предсказания и кровавые убийства.

Причина третья. Колдовская
Я смотрела “Макбета” с Валерием Афанасьевым и Ириной Бочоришвили в театре на Юго-Западе в 90-х. Фишка спектакля была не в главном дуэте, хотя они здорово играли. Там были три ведьмы в исполнении мужчин-актеров. Они играли в масках, надетых на затылок, и повернувшись к зрителям спиной. Честное слово, было жутко.
Когда я решила пойти с сыном на обновленный спектакль “Макбет”, то очень надеялась, что таких пугающих ведьм оставят. И вот удача! Все, как раньше. Кстати, должна заметить, что актеры, исполняющие роль ведьм, в отличной физической форме. Это Георгий Иобадзе, Вадим Соколов и Алексей Назаров. Браво, ребята! Вы задаете тон спектаклю.
Ведьмы появляются не только в сценах своих предсказаний.  Они распахивают двери воинам, идущим на битву, и придворным на балу. Они сопровождают героев практически повсюду. Такой вот лейтмотив судьбы. Или рока, если хотите. В этом момент можно пофилософствовать о том, что не мы играем, а нами играют. А можно просто наслаждаться отличной режиссурой “Макбета”.
А ведь получилось даже страшнее, чем я помнила. Кто был в театре на Юго-Западе, тот видел размер сцены и зрительного зала. Когда все происходит настолько близко, то каждое слово доходит “до ума, до сердца, до печенок” (Глеб Жеглов).

Хвала, хвала тебе, Макбет, кавдорский тан, король в грядущем!
 

Причина четвертая. Обсуждение
Вот ради чего я хожу с сыном в театр. Ради обсуждения увиденного. А так как путь до нашего дома из театра на Юго-Западе ой какой неблизкий, то можно услышать много чего интересного.
“Да это плагиат “Матрицы”! Помнишь, когда Нео разбил вазу? Он ее разбил, потому что ему Пифия предсказала. И разбил бы он ее, если бы она ничего не сказала?”
Вот это да! Это же главная мысль пьесы. Макбет убил короля Дункана, потому что ему предсказали ведьмы? И что бы было, если бы исчадия ада не встретились на его пути? Конечно, это риторика. Мы никогда не узнаем, что было бы. Но вот задуматься о том, почему отличный воин, верный вассал, честный семьянин вдруг стал маньяком-убийцей, стоит. Была ли в Макбете какая-то червоточина изначально, или близость власти сделала свое черное дело?
Если вы считаете, что пьеса Шекспира морально устарела, то это не так. Представьте такую ситуацию.Вы верите в гадание и в гороскопы. Всяко бывает. И вот вам предсказывают, что вы станете главным редактором журнала. А вы рядовой корреспондент. Конечно, вы не верите в эту чушь. Как вдруг на следующий день вы становитесь замом. Тут бы обрадоваться и заняться делом. Как, кстати, и пыталась поступить леди Макбет. Однако, что-то мешает вам жить спокойно, в мечтах-то вы видите себя самым главным начальником. И вот вы подсиживаете своего босса перед руководством, и тот уходит с психологической травмой. Да, конечно, масштабы не те, кровь рекой не льется, но суть-то одна.
Я еще раз подумала над проблемой власти и решила: ну ее, эту власть. Никогда не знаешь, как организм поведет себя в таком неприятном соседстве. Если ты поддался этой страсти, то выхода два: либо, как леди Макбет, не выдержать содеянного и сойти с ума, либо, как Макбет, резать всех направо и налево, пытаясь сохранить корону. Моя мысль такова: лучше быть гламисским таном, ну максимум кавдорским, но никак не королем Шотландии.
Кстати, мой Глеб считает Макбета хорошим человеком. Почему? Он же убил короля Дункана своими руками. “Он не виноват, ему жена приказала”. Занавес.
Бедный, бедный король Дункан. Я ему изо всех сил желала пожить подольше, – ведь его играет великолепный Олег Леушин!

Причина пятая. Актерская. Леди Макбет
В главной роли – актриса Любовь Ярлыкова. Она для меня – истинное открытие. Мне нравились ее Белоснежка и Гермия в спектакле “Сон в летнюю ночь”, но леди Макбет совсем другое. Это серьезная драматическая роль. И какая интересная трактовка получилась.
Бытует мнение, и тут Глеб в чем-то прав, что именно она – главная злодейка, ведь она толкает мужа на убийство. Леди Макбет Любови Ярлыковой начинает раскаиваться в содеянном, как только она увидела мертвое тело короля. Какая она была смелая, решительная, хладнокровная, когда уговаривала мужа. Ей казалось, ну что там жизнь одного человека перед такими карьерными перспективами!
И вот она выходит из комнаты, где лежит убитый король, и смотрит на свои руки, запятнанные в крови. Ах, какой это пронзительный момент. И великолепно сыграно.
Но леди берет себя в руки и живет дальше согласно своим планам. Однако, супруг ее, вначале такой богобоязненный, начинает убивать народ пачками. Несчастного Банко, который имел неосторожность быть свидетелем разговора с ведьмами. Потом всех недовольных новым режимом. Потом жену самого недовольного и его малолетнюю дочь.
Ну это понятно, зачем Шекспир включил такие душещипательные сцены. Чтобы всех зрителей хорошенько проняло. А для меня самый щемящий момент спектакля – это смерть бедной леди. Думаю, на нее обрушилась вся вина за содеянное ее мужем, и она того… умерла.

Пока не могу проникнуться самим Макбетом в исполнении Cергея Бородинова. Вот с Валерием Афанасьевым было все ясно. Человек рвется к власти: ничто его не остановит. И на этом пути умирает в нем живое. Как равнодушно он воспринял смерть любимой. Умерла, так умерла. А у Сергея Бородинова – другое исполнение. Что проснулось в Макбете, когда он сидел над трупом жены? Сожаление? Вопрос “Почему все пошло не так?” Надо пересмотреть. Тем и хороши спектакли в театре на Юго-Западе. Они живые. 

Причина шестая. Декоративная
Я видела вересковые пустоши, где Макбет и Банко встретили ведьм. Видела мрачный каменный замок, где принимали короля Дункана. Видела тесные комнаты с низкими потолками, где вповалку лежат спящие люди. Видела, как крадется в опочивальню короля леди Макбет. Видела тронный зал короля Макбета. Видела другой замок, где пряталась леди Макдуф с детьми. Видела Дунсинанский холм и Бирнамский лес. Клянусь, я все это видела.  А на сцене были только ворота.
Спасибо, ребята, что окунули нас в мрачное, кровавое Средневековье, которое оказалось очень современным.

Таня Белкина • Интернет-портал КАК НАДО от 31 марта 2017 года • 31.03.2017