В «Театре на Юго-Западе» прошла премьера по пьесе Рея Куни «Слишком женатый таксист». Комедия в одном действии, начиненная всевозможными сюжетными поворотами, у режиссера Валерия Беляковича превратилась в комический каскад длиной в два часа.
Итак, водитель такси Джон Смит (А. Наумов) – двоеженец. Его благоверные Мэри и Барбара (Г. Галкина и И.Подкопаева) живут на соседних улицах, в одинаковых квартирках – кресла и жалюзи расположены по обе стороны сцены, слева Барбара, справа – Мэри, и не подозревают друг о друге. Впрочем, не суть важно, кто есть кто, ибо обе дамочки – крупные, красивые женщины, с чрезвычайно властными характерами, да вдобавок очень жадны до физических проявлений любви своего мужа.
А тот, после драки с хулиганами, попадает в поле зрения полиции. Два инспектора начинают гоняться за злополучным мужем, который по-настоящему любит обеих своих женушек. Джона пытается выручить из некрасивого переплета его друг и сосед по одному из домов Стэнли (В. Гришечкин), но только еще больше запутывает дело.
В общем, после двух часов восклицаний, ахов и охов все выясняется. Никто никого больше не бьет по голове, не гоняется с желанием разорвать на мелкие клочки. Все сидят в кресле и тихо радуются тому, что они вместе. И неважно, что жен – две. Идиллия.
Надо сказать, что для сегодняшнего Беляковича спектакль этот неожидан, особенно после недавнего его «Дракулы» – длинного и мрачного. В «Таксисте» все иначе: веселое, безудержное действо, в котором есть не только хорошие актерские работы, но и преодоление материала. Пьесу, в которой все шутки прописаны изначально, играть трудно: актеры бегают в ней, как собачонки на сворке, и зритель смеется не над их игрой, а над неожиданными поворотами сюжета. Но Белякович – режиссер резкий и властный – это «проклятие пьесы» сумел переломить. Разговоры по телефонным трубкам – с одной половины сцены на другую, в особо серьезные моменты разговора герои швыряют трубки в кресла и говорят уже напрямую, правда, потом все же опять возвращаются к телефонам.
Актерский тандем Наумов – Гришечкин, очевидно, получает удовольствие, заставляя зал смеяться не столько над текстом, сколько над легкими восклицаниями и междометиями, над мелькающими как в калейдоскопе выражениями лиц. А на крошечной площадке непригодны яркие, чрезмерные эмоции, откровенные заигрывания с залом, аляповатые мизансцены. При всей своей развеселой удали «Слишком женатый таксист» – зрелище камерное, почти пастельное, построенное на полуэмоциях и полутонах, недоговоренных фразочках и еле уловимых переглядываниях, которые зритель додумывает сам, и тем ему смешнее. А зрелище идет в бешеном темпе, и два часа десять без антракта зрителя выматывает: ведь нужно и смеяться, и успевать следить за сюжетом, и улавливать речь артистов. Можно сказать, что премьера «Театра на Юго-Западе» похожа на хорошее занятие в спортзале: смех лучшее средство от стресса, да еще и калории сжигает.