Ольга Шаблинская • Газета "На Западе Москвы", №25 (712) 29 июля - 04 августа 2022 года • 29.07.2022

Актёр Алексей Матошин: «Перед спектаклем гуляю в парке «Никулино»

Главная / Пресса / Сезон 45

Алексея Матошина зрители знают по десяткам фильмов и сериалов. А театралы – по спектаклям в Театре на Юго-Западе, который для известного артиста давно уже стал вторым домом и где у него давно уже есть своя публика, приходящая «на Матошина».

«КАК МАЛЕНЬКИХ ЩЕНЯТ»

- «Дракула», «Куклы»… Алексей, сегодня вы играете главный репертуар на самой прославленной сцене запада Москвы. А как вы попали в Театр на Юго-Западе?
- В 200 году я окончил Екатеринбургский театральный институт и по распределению отправился в Нижний Новгород, в Театр Комедiя. Туда приехал Белякович Валерий Романович, это был его первый сезон там. Белякович поставил «Сон в летнюю ночь», мы там играли, потом он приезжал ещё раз в том же году и поставил «На дне», где я исполнял Ваську Пепла. После этого он и позвал меня к себе в Москву.

- Какая роль была первой и как проходили репетиции?
- Первая роль – Мэкки-Нож в спектакле «Трёхгрошовая опера». Мы тогда пришли совсем молодые: я, Дима Гусев, Александр Шатохин и ещё несколько человек. И Валерий Романович стал ставить на нас спектакль. Репетиции проходили потрясающе. Однако у Валерия Романовича была своя специфика репетировать. Когда я пришёл на репетицию без записей, без тетрадки, он на меня так обрушился с руганью, что я готов был написать заявление.

Тренажёры около театра – очень кстати, спортом актёр увлёкся ещё в детстве.

- И всё же вы остались.
- Актёр Михаил Белякович, племянник Валерия Романовича, меня успокоил, и только благодаря ему я не ушёл сразу же тогда из театра. Но я благодарен Валерию Романовичу за то, что он нас, маленьких щенят, сразу «бросил в воду», чтобы научились плавать, - бросил в действие, в репетиции. И мы выкарабкались. Да, репетиции проходили очень сложно, но мы получили колоссальный опыт!

«КУКЛЫ» СДАЛИСЬ НЕ СРАЗУ

- А есть спектакль, который дался ещё большим потом и кровью?
- На моём веку мы долго репетировали «Куклы», но и спектакль получился знаковый. Долго примерялись, кто кого будет играть. В нашем театре нет прямого распределения ролей, так было и тогда: выписывали определённое количество людей, мы приходили, и Валерий Романович выбирал, кто кого будет играть, смотря на человека непосредственно на сцене. В «Куклах» такой кастинг шёл очень продолжительный период.
А ещё один из самых сложных и страшных для меня спектаклей – «Гамлет», это был момент, когда мы его восстанавливали. Мы были вообще зелёные, и Валерий Романович решил восстановить этот спектакль на молодых. Я играл Клавдия, Михаил Белякович – Полония. Ставили за семь дней. И вот нам приносят в конце каждому по два монолога, и что делать, как слова запомнить? Спектакль-то уже вечером. И тут кто как выкручивался – Саня Гришин заправил текст себе в юбку, Миша приклеил на колонну, а я вклеил его в указ из «Ромео и Джульетты».

Одну из визиток Театра на Юго-Западе – спектакль «Куклы» по пьесе Хасинто Грау «Сеньор Пигмалион» - давно разобрали на цитаты. Алексей Матошин в нём – кукла Педро-Каин.

БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ

- Зрители в вашем театре здороваются, знают в лицо друг друга. Я такого больше нигде не видела…
- Самые лучшие зрители у нас. Меня иногда спрашивают, хожу ли я по другим театрам. Да, я хожу – для того чтобы полюбить ещё крепче родной «Юго-Запад». Сейчас вот вышла одна киношка с моим участием, она на пике популярности, все её смотрят и после этого приходят первый раз в наш театр. У меня сейчас много знакомых, кто приходит сюда впервые. Я им говорю: «Придя к нам один раз, вы будете и дальше ходить в театр». Они – мне: «Нет-нет мы просто посмотрим один спектакль». И что, они теперь ходят в Театр на Юго-Западе постоянно.

Он всеядный артист и трудоголик – так считает сам Матошин. Он одинаково убедителен на сцене и в кадре – в этом уверены его зрители.

- В чём, по-вашему, уникальность Театра на Юго-Западе?
- В том, что его создал Валерий Романович Белякович. Похожего театра не существует. Это авторский театр, и специфика Валерия Романовича в том, что он прежде всего создал большую семью. Ты приходишь в театр – и ты или приживаешься, или не приживаешься. И эта большая семья создаётся по сей день благодаря Валерию Романовичу (маэстро не стало в 2016 году.Ред.). Для меня все спектакли Беляковича – классные. Один из любимейших моих спектаклей – «Dostoevsky-Trip». Наш театр был одним из немногих, где шёл Сорокин, - этот спектакль и «Щи». Я вообще не воспринимаю мат на сцене. Но когда я посмотрел эту постановку… Лучшая! Валерий Романович опередил время, дав в финале вербатимы (от лат verbatim – «дословно», реальные монологи или диалоги. Ред.).

«Есть мнение, что режиссёру сложно найти «своего» актёра, а актёру – «своего» режиссёра. Вот я нашёл своего мастера, Валерий Романович был для меня практически отцом», - признаётся Алексей.

- Когда хочется развеяться, куда идёте? Какие у вас любимые места в Западном округе?
- Напротив нашего театра есть церковь (храм Архистратига Михаила в Тропарёве. – Ред.), и если смотреть левее – раньше там был пустырь, даже дорожек не было. Сейчас на его месте парк «Никулино», и я там очень любил и люблю гулять перед спектаклем. И Тропарёвский парк – отличное место на западе Москвы!

В парке «Никулино» у Алексея Матошина – «своя» скамейка. Тяга к природе, к своей даче, к работе на земле неслучайна – родом он из сибирской деревни.

Ольга Шаблинская • Газета "На Западе Москвы", №25 (712) 29 июля - 04 августа 2022 года • 29.07.2022