В Театре на Юго-Западе очередная премьера – легендарная поэма Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки» впервые сыграна в формате «арт-кафе».
Бессмертная поэма Ерофеева словно создана для камерной сцены Юго-Запада. Экзистенциальная симфония в прозе исполняется здесь доверительно, «полушепотом», как бы на ухо другу. Всего пятеро актеров – рядом со зрителем, почти вплотную, декораций минимум, одно на всех пространство и дыхание гениального текста, где «ласково-ласково» поют и пророчествуют добрые ангелы, где бездна струится и преломляется, рассыпаясь на миллионы брызг-отражений. Действие повсюду, оно вокруг, оно обволакивает, пронзая, как острие убийственно-холодного шила, обрывающего прощальный монолог главного героя. Ты сидишь за столиком у самой сцены и понимаешь – вот так надо ставить Ерофеева, только так – «грубо, зримо» и пронзительно нежно... Арт-кафе – своеобразное ноу-хау Театра на Юго-Западе. В чем специфика этой «второй», «вспомогательной» сцены, мы узнали у постановщика спектакля, артиста театра Олега Анищенко.
– Традиция арт-кафе пришла из Америки, это целая эпоха… Зрители за столиками: смотрят, ужинают, атмосфера непринужденная, доверительная, актер в предельной близости, до него можно дотронуться рукой, – рассказывает Олег Николаевич,– Любой замысел несложно реализовать, затраты минимальные, свобода полная, импровизация приветствуется, можно двигаться по контуру режиссерского рисунка, внутри действия появляется живительный воздух. Техника иная, иная подача материала, все дышит свежестью, новизной.
КРУПНЫЙ ПЛАН
Арт-кафе – как крупный план в кино. Близость к зрителю предельная. Это спектакль на вашей кухне, где гости знают друг друга давно, говорят на одном языке, доверяют хозяевам. У рок-музыкантов такие домашние посиделки были в моде совсем недавно и назывались «квартирниками». Они всегда проходили на «ура»». В театре на Юго-Западе арт-кафе выросло из капустников, совместных читок новых пьес, музыкально-поэтических вечеров. Играли для себя и вдруг почувствовали – это интересно, это нужно показать еще кому-то, но не менять, а сохранить найденный идеальный формат. Так родился спектакль по двум пьесам Марины Цветаевой, тоже поставленный Олегом Анищенко, а минувшей осенью, к 75-летию Венедикта Ерофеева, возник новый сценический вариант прославленной поэмы.
АНГЕЛЫ СМЕЯЛИСЬ, А БОГ МОЛЧАЛ
Экзистенциальное отчаяние, свойственное художнику и человеку вообще в спектакле Олега Анищенко закодировано в цвете, свете и звуке: абсолютно черный, разорванный прожекторами и гудками паровозов, голосом самого автора поэмы, записанным на пленку, хитами далеких шестидесятых, преображается, наполняясь небесным серебром и тихим ангельским пением. Вместо одного главного героя – целых пять! Пять ликов – личин, ипостасей, тем, сторон. Пять разных Венечек в исполнении Олега Анищенко, Максима Лакомкина, Андрея Санникова, Александра Шатохина и заслуженной артистки России Карины Дымонт. Раздвоение, распад, утрата целостности. Женское и мужское пересекается, взаимопроникает и размывается. У отчаяния, особенно пьяного, пола нет. О времени и о себе писал Венечка Ерофеев, о себе «грустном и рассеянном, бездомном и тоскующем» и «времени бессильном и позорном – от рассвета и до открытия магазинов». «Томный и поблекший» изнемогал он в эти часы над разгадкой тайн бытия. И прозревал бездны. По следам автора прошли актеры, в «нервном треморе тела обнаруживая дрожь мироздания»... И так целых полтора часа – на пределе, на нерве, на высокой ноте!
– Мы хотели сказать свое слово на эту актуальную в России тему, – делится с нами автор спектакля. – Тема больная… Талант и искушение. Дар напрасный, дар случайный или поцелуй Бога? Мы собираемся играть этот спектакль часто и не только в родном театре, но и на других сценических площадках столицы: в Центре Высоцкого на Таганке, в клубе «Мастерская». Арт-кафе – жанр интересный, есть планы поставить в этом формате пьесу популярного французского драматурга Ясмин Реза, которая тоже называется «Арт». Это забавная и поучительная история о жизни трех друзей-мужчин». Арт-кафе на Юго-Западе еще подарит нам встречу с театром чувств, в основе которого предельная искренность и открытость.
Наше досье
Олег Анищенко в 1997 году окончил факультет музыкального театра РАТИ (ГИТИС), получив специальность «артист музыкального театра», в 2009 окончил режиссерский факультет Театрального института им. Б.Щукина, приступив к постановкам на сцене родного Театра на Юго-Западе, где работает уже 15 лет. Выпустил шесть спектаклей. На сцене занят в 11 постановках.