Виктория Никифорова • журнал ЭКСПЕРТ, №38 (344) • 14.10.2002

Анна и хулиганы

Главная / Пресса / Сезон 26

Паровоз отрезал Анне Карениной руку, ногу, вышиб глаз, но она выжила. «Да женщина ли она после этого? Да человек ли?» - удивляются Константин Левин, Стива Обловский и прочие персонажи классического роман. Но инвалидность не мешает Анне встречаться с Вронским – тот парализован в результате контузии, полученной на фронте, - и вновь изменять мужу, теперь с Левиным. Хулиганский сиквел толстовского романа – пьесу «Анна Каренина-2» Олега Шишкина – поставили в Театре на Юго-Западе. Маленький зал с хохотом встречает Каренину, примеряющую протезы, и ее супруга, зачитывающего порнографически-назидательный роман собственного сочинения.
К сожалению, остальные эпизоды вызывают у публики только недоумение. Режиссер Валерий Белякович продемонстрировал на беззащитной «Анне» Шишкина все приемы режиссуры 60-х. Танцующая массовка, наряды из занавесочного тюля, манера подавать любую реплику как лозунг – все это плохо вяжется с тщательной исторической стилизацией, которую предпринял драматург.  Но главная беда – из абсурда, происходящего на сцене, режиссер пытается добыть какой-то высший смысл. Время от времени персонажи мужского пола вывозят на сцену в инвалидных колясках персонажей женского пола. Наверно, это, по мысли постановщика, означает закабаленность женщины в патриархальном обществе, но подобная прямолинейная символика чужда и Толстому, и Шишкину.
Пьеса Шишкина требует от постановщика и актеров совсем иного. Предуведомление драматурга – «автор пьесы не ставил перед собой задачу рассмешить или повеселить публику» - Белякович предпочел проигнорировать. Как и то, что «Анну Каренину-2» нужно играть в благородных традициях психологического театра – с прочувствованными паузами и глубокими подтекстами, с обилием антикварной мебели и реалистичными костюмами.
Вот если бы постановщик ориентировался не на Таганку шестидесятых, а на МХАТ тридцатых, с легендарной «Анной Карениной-1», тогда смех в зале не умолкал бы. В Театр на Юго-Западе выстроились бы очереди театралов, а «Анна Каренина-2» стала бы самым модных спектаклем сезона.

Виктория Никифорова • журнал ЭКСПЕРТ, №38 (344) • 14.10.2002