В полку долгоиграющих спектаклей в Москве прибыло: новый спектакль "по мотивам романа Льва Толстого" Театра на Юго-Западе идет 5,5 часов. Чем привлечь зрителя, чтобы он решился на такой длинный театральный вечер почти на окраине Москвы?
Сценография, придуманная режиссером-постановщиком Олегом Анищенко, настраивает на остроту событий и широкий диапазон страстей: на небольшой узкой сцене театра, расположенного в подвале жилого дома, несколько качелей остроугольной формы черного и красного цвета, зеркала, которые превращаются то в экраны сотовых телефонов, то в экраны кинотеатров, на которых мы наблюдаем часть действия.
Пролог спектакля, по сути, его же эпилог: Антон Белов, он же Стива Облонский, объясняет, что мы все находимся на поминках по Анне Карениной, за его "постом" следуют "комментарии" участников "чата", какими могли бы проводить самоубийцу в нынешние времена. Так режиссер объяснил, что подобные истории актуальны и для современных людей.
Герои спектакля одеты в костюмы (художник по костюмам Олег Мазуренко), стилизованные под казачьи - на мужчинах белые форменные сюртуки, широкие шаровары, папахи с крестами на макушках, дамы - в юбках и блузах с баской, однако вместо удобных сапожек неожиданные громоздкие босоножки на платформе и толстых каблуках.
Гамма черно-белая, добавлен лишь красный шнур, ниткой "протекающий" по костюму: любовь-страх-кровь. Зрителя, для которого действие может быть загадкой, нет, поэтому считать задуманное режиссёром не составляет труда.
Что же нового нам скажет очередная "Анна Каренина"?
Театр на Юго-Западе лично для меня - театр ярких страстей, многозначительных взглядов, выразительной музыки, экспрессивных танцев, броских точных фраз, колдовского блеска от зеркальных поверхностей, вводящего зрителей буквально в гипнотический транс.
Роман Льва Толстого объемен, из него можно взять разное, акцентировать внимание на чем-то своем. Один режиссер из линии отношений Левина-Кити оставит счастливую свадьбу, другой покажет, как после свадьбы молодые разрешают конфликт интересов. Сколько людей, столько точек зрения на то, как должны складываться отношения внутри пары, а зритель может посмотреть со стороны, узнать себя, понять, прав ли он.
Режиссер Олег Анищенко предложил яркое зрелище с мощными массовыми сценами, разбивающими повествование и задающими ритм спектаклю (хореография - Артур Ощепков, музыкальное оформление - Мария Петрова) - скучать не приходится. Театр остался верен своим традициям, шаманили артисты на сцене вдохновенно. Страстные объятия в свете "красных фонарей", многозначительные проходы погибшего работника железной дороги, разбросанные по объему сцены картины, видеопослания, записанные на телефон - чего только нет, но ощущения разнобоя не было, все ложилось в канву спектакля.
Про сына Карениных мы узнаем практически мельком: главными в этом спектакле становятся взрослые чувства, пылкая страсть молодых Анны и Вронского, нежная преданность друг другу Кити и Левина, а также отношения супругов Облонских. Брат и сестра не смогли стать верными супругами для своих партнеров, не выдержали праведности семейной жизни. В любви много нюансов, важных для конкретного человека, конкретной пары.
Первое действие оставило недоумение: то ли предварительный показ вызвал вполне понятное волнение у артистов, то ли им и была поставлена задача играть несколько схематично, демонстративно, показательно. Но во втором действии вдруг всё неуловимо поменялось: я с волнением следила за развитием отношений, старалась понять, почему Олег Анищенко взял из романа сцены с братом Левина - чтобы подчеркнуть контраст между эгоистическими желаниями Анны и Алексея Вронского и добросердечностью и жертвенностью проститутки Марии Николаевны (Людмила Лазарева), ухаживающей за умирающим, и преданностью юной жены Левина Кити (Анна Рыкова)?
Постепенно забылось, что ты в театре: артисты как будто проживали судьбы своих героев.
Алексей Каренин (Александр Загоскин) перестал быть карикатурой на мужа, вдруг обрел человеческий облик, показал трепетное сердце, готовое простить и пожалеть скорее, чем отомстить за боль. Каренин - единственный персонаж, которого играют в смену два артиста. Второй - Алексей Матошин, по мнению многих женщин, от которого невозможно уйти. Помимо мужского обаяния, у Матошина есть талант, думаю, что он сыграет такого мужа, от которого уйти можно :)
Долли Облонская (Ольга Авилова) из замученной страдающей женщины превратилась в женщину любящую, понимающую и принимающую неверную сестру своего неверного мужа.
Стива Облонский, получив прощение своей сердобольной жены, у которой, впрочем, и другого выхода нет, продолжил волочиться за обворожительной Кариной Дымонт (Бэтси).
Покорил моё сердце Константин Левин в исполнении Вадима Соколова: страдание отвержения, смиренная любовь к Кити, мужество прощания с умирающим братом выглядели естественными. Очень порадовал этот артист.
Любовь Ярлыкова, сыгравшая Анну Каренину, внешне, на мой придирчивый взгляд, не похожа на героиню романа. Высокая, стройная, похожая больше на модель, чем на женственную Анну, сумела передать пылкость, ломкость, психологическую неустойчивость, ранимость своей героини. Поначалу казалось, что ахматовский профиль актрисы свидетельствует о царственной сдержанности и холодности. Однако наркотическую истеричность Анны актрисе удалось продемонстрировать зрителям в полной мере.
Музыкально-хореографические разбивки повествования впечатлили - очень красивые сцены! Качающиеся качели, кочующие из одного угла сцены в другой, кружили голову, зрелище завораживало. У меня эти вставки вызывали восторг.
Вронскому же (Максим Метельников) поверить не смогла, его характер показался несколько невнятным, "глуховатым", я представляла себе Вронского иначе, и это, скорее, моя ответственность за такое восприятие, но что было, то было. Возможно, артист просто переволновался, дальше будет лучше.
Спектакль не был ровным, но и судить строго первый показ невозможно. Пыталась понять, можно ли сократить спектакль, есть ли лишние сцены, но не нашла таковых. В каждом событии, выбранном для спектакля, есть свой смысл, логика судеб благодаря этому хорошо прослеживается.
Надеюсь, что зрители театра примут этот спектакль так же страстно, как он был задуман. Желаю спектаклю долгой и счастливой жизни.