Московские коллеги все как один говорят, что Белякович после перенесенной болезни и остановки сердца во время операции стал совсем другим человеком. Говорят, что похудел и от этого выглядит моложе. Говорят, что одна из последних премьер на Юго-Западе - "Дракула" Брэма Стокера - поражает именно предельной и трагической ясностью взгляда: спектакль не о вампире и клыках, а о верности, которая переживает столетия разделенности. Что это взгляд человека, заглянувшего за грань жизни и смерти.
Нынешнего приезда Валерия Беляковича в Нижнем как всегда ждали. Возможно, не с таким уж лихорадочным нетерпением, как несколько лет назад, когда он, начав ставить в Нижнем, вырвал город из глубокого провинциального контекста, сумел доказать, что в провинции есть актеры европейского уровня.
"Интервенция Беляковича" пошла на пользу нижегородской "Комедiи", а сам режиссер, став ее художественным руководителем и постановщиком, надолго превратился в ньюсмейкера №1: то он ставил, по общему мнению, гениальный спектакль, то из рук вон плохой и непонятный, то его в Нижнем обворовывали, то он читал в репзале свои рассказы, и кто не попал, тот кусал себе локти. И вот: "Больше не приеду".
Но прощается он спектаклем. Гоголевским "Ревизором". В кулуарах иронизирует: "Счас будет детский утренник!" На пресс-конференции рассказывает, что с Гоголя начинался для него, востряковского пацана, театр.
- Тогда, в семьдесят четвертом, я собрал команду - Витю Авилова, брата своего, одноклассников дворовых - и в первый раз прочитал гоголевскую "Женитьбу". Так что Гоголь - просто основоположник Театра на Юго-Западе.
"Новый" Белякович, действительно, другой даже внешне. Нет, бандана и борцовская майка на месте, рубашка распахнута, а все же что-то неуловимо изменилось. Меньше дурачится? Внимательнее взгляд? На него хочется смотреть. А "прощальный дар" городу чудесным образом высветил возможности каждого из занятых в спектакле актеров. Любит все-таки Белякович артистов! И умеет их подать. В "Ревизоре" каждый значим, каждому даны мелодия и пространство.
- А как вы думаете, долго еще будет актуален "Ревизор"?
- Всегда, наверное. Как там? "Кто тебе помог сплутовать, когда ты строил мост?"
- Говорят, Белякович - другой. В "Ревизоре" мы увидим другого Беляковича?
- Да, вы знаете, другой, не другой... Я уже не пью таблетки, мы работаем, как работали, по десять часов с перерывами. Нормально.
- Нет, я имела ввиду мироощущение.
- Мироощущение у нас у всех меняется с годами. А когда ты заглянул "туда"... После смерти Авилова в театре как-то все накренилось. Было хреново, мы разругались с артистами. С Гришечкиным. Брату я сказал: Если будешь так пить - то уходи лучше". А когда я поумнел, слабеющим голосом позвонил из больницы, чтобы вернули в театр и Серого, и Гриню. Сказал им: мы не должны расставаться, мы столько лет вместе, что глупо. Они вернулись, что-то укрепилось. Но через потерю. Я даже в какой-то рассказ свой это вставил. У меня есть моноспектакль, где я читаю эти свои дурацкие рассказы... А все равно, все учатся только на своем опыте! Не только дураки.
- Валерий Романович, а правда, что вы отказываетесь от художественного руководства "Комедiей"?
- Мне трудно уже совмещать. По молодости хотелось объять необъятное... Но я надеюсь, что уже есть режиссер, естественно рождающийся из недр этого театра, - Андрей Ярлыков. Его работы в ГИТИСе отмечают все, кто приходит к нам на экзамены, - Хейфец, Женовач, Райхельгауз. Его нижегородские спектакли - классные, очень грамотные, я не побоюсь этого слова - европейского уровня работы. Я вижу, как актеры у него классно работают. Думаю, они понимают значение Ярлыкова для театра "Комедiя".