Она только мысль о бессмертии на протяжении многих столетий будоражит человечество, кружит голову. Какую окрылённость неограниченной свободой получает человек от осознания того, что избавлен от отягощённости бегом времени. Но что влечёт за собой это заманчивое бессмертие и нужно ли оно человеку? Что, если вся жизнь основана только на её ограниченности, и нарушение естественных законов природы имеет страшные последствия? И есть ли то, что страшнее смерти? Ответ на все эти вопросы нам даёт спектакль «Средство Макропулоса».
28 октября в Театре на Юго-Западе состоялась грандиозная премьера спектакля «Средство Макропулоса» - мистический детектив с элементами комедии по одноименной пьесе Карела Чапека. Главную роль Эмилии Марти сыграла заслуженная артистка РФ Карина Дымонт.
Я могу со всей беспристрастностью заявить, что это тот спектакль, который просто не может не взволновать, не расшевелить, оставить в состоянии равнодушия человека, даже самого далёкого от искусства и чувственной сферы. Безусловно, в этом заслуга талантливой актёрской игры, которой удалось достигнуть своей главнейшей задачи: преподнести действие игрой лица, движения и голоса так, чтобы пробудить в зрителе мысль и чувство, сделать зрителя как бы действующим лицом, всецело погружённым во всё происходящее на сцене. И желаемый эффект был достигнут во всей полноте: когда ты полностью замираешь, останавливаешься, покидаешь себя, выходя за рамки собственной жизни, и в процессе удивительного духовного слияния с персонажами живёшь и тонко чувствуешь всё происходящее. А как гипнотизировала зрителя богатством интонации Карина Дымонт. Что проникали в самую глубину души слова, сказанные то с надрывом и страстностью, то с цинизмом и мертвенным холодом, то с отрешённостью, то с властностью и леденящей несокрушимой силой. И нескончаемой казалась палитра звучаний её голоса. Глубина актёрской игры была действительно неисчерпаема и воспевать её можно бесконечно. Но спектакль определяет и содержание. И это действо было далеко не из тех, где плоскость сюжета и смысловой нагрузки восполняется незаурядной актёрской игрой и не замечается под магической силой великого таланта. Нет, здесь содержание само по себе было не только стоящим, но даже, не побоюсь этого слова, грандиозным.
Драматург ставит в основу пьесы глобальный философский вопрос жизни и бессмертия. Люди наивно жаждут вечной молодости, вечной земной жизни. Бессмертие во все времена остаётся фантастической и безнадёжно несбыточной мечтой. Подвластность срокам, периодам невольно сковывает человека, ограничивает волю, лишает полноценной свободы. Дамокловым мечом всю жизнь весят над человеком часы, и их ход неостановим. Осознавая своё досадное бессилие перед временем, человек чувствует ограниченность области своих возможностей и поэтому бессмертие для него - это попрание божественного закона, а значит всесилие и абсолютная подконтрольность всего сущего своей могучей личности. Только представьте, какое чувство полёта, окрылённости, неограниченной свободы получает человек от осознания того, что избавлен от отягощённости бегом времени. Он уже не скован стереотипами, шаблонами, изнурительным перфекционизмом, он может жить как вздумается, может разбрасываться жизнью направо и налево - ему некуда спешить, у него есть время, а значит право на ошибку, на множество ошибок - он вечен! И даже одна мысль об этом куражит, кружит голову. Но Карел Чапек пошёл дальше и решил поразмышлять над тем, что несёт в себе это заветное, вожделенное бессмертие и нужно ли оно человеку. А что если бессмертие - это не награда, а проклятие? Что если вся жизнь основана только на её ограниченности, и нарушение естественных законов природы имеет страшные последствия, всю полноту ужаса которых даже не способен осознать обычный земной человек?
Образ - воплощение философских размышлений - это главная героиня Эмилия Марти, в прошлом же Евгения Монес, Элен Макгрегор, Элина Макропулус и Екатерина Мышкина. Женщина, родившаяся в 1585 году, но благодаря средству Макропулоса - эликсиру вечной молодости - дожившая до настоящего времени (по действию пьесы). Она обворожительна и вожделенна всеми, подобно запретному плоду. Её красота убийственна, а женское очарование гипнотизирует, опьяняет и сводит с ума каждого с первых минут её появления. Лютый холод внутри, циничная насмешливость к обожателям не отталкивают, а наоборот возводят её притягательность до невероятных масштабов. Любовь к ней противоестественна какой-то страшной дьявольской силой. И как неизбежное завершение этой любви - смерть, самоубийство. Отсюда и те тёмные существа, сопровождающие героиню на протяжении спектакля. Это души людей, умерших во имя любви к Эмилии. Своей пластикой они передают душевное состояние героини: двигаются то плавно и изящно, то извиваются, корчатся, будто от сильной боли.
Первые минуты спектакля. Чёрное одеяние Эмилии Марти и окруживших её духов. Всем сидящим в зале ещё непонятно значение действия, но явственно чувство того, что происходит что-то потустороннее, сверхъестественное, невольно сковывающее страхом.
В процессе спектакля зритель постепенно приближается к частичному, а потом и полному понимаю происходящего, с каждой минутой линии на картине режиссёра-художника становятся ярче и яснее. И вот уже созерцатель может объяснить себе всё, что в начале было покрыто таинственной пеленой непонимания. Всё полнее вырисовывается личность Эмилии Марти. В начале она предстаёт талантливейшей певицей, чей неземной голос бросает в дрожь и трепет, заставляет сердце замирать. Позже мы понимаем, что это лишь обманчивое первое впечатление, изящная обложка без содержания: её пение лишено чувства, оно совершенно, но автоматично, потому что идёт не от души. Даже поверхностный Грегор заметит: «Ваше пение подавляет... оно совершенно, но сами вы не поёте...вы как будто мертвы». И тут начинает раскрываться тема того, чем опасно бессмертие. Перед нами вырисовывается новая сторона Эмилии Марти: за монументальной, ледяной женщиной, подавляющей всех своей силой, красотой, своим талантом, скрывается глубоко несчастный человек, страдающий именно от своего бессмертия, от самого себя. И самое удивительное здесь то, что мы, земные и смертные, как бы ни старались, просто не можем постичь всю глубину её трагедии, наше ограниченное сознание не способно во всей полноте представить себе это: как можно прочувствовать то, что ты никогда не проживал. И понять трагизм ситуации мы можем только со слов самой героини. Её исповедь - крик умершей измученной долгожительством души. За сотни лет она пресытилась этим миром, всё вокруг давно опостылело и не только потеряло краски, а стёрлось, стало невыносимо тягостным. Но ей некуда убежать от себя, и она мучается, страдает, вся внутренне выжженная, давно уже умершая. Скука и безразличие - единственные чувства, которые она испытывает. Её жизнь давно замерла, остановилась, единственный внешний признак жизни - тело, а внутри уже всё опустело, умерло, и, как в Гончарове, «поблекло, отошло». И как счастливы все простые люди, ведь для них «всё имеет смысл», «всё имеет цену». Для неё же всё давно безлико. Но единственное чувство, которым она поглощена, — это страх смерти. Именно он сподвиг её прибыть за рецептом Средства Макропулоса, чтобы продлить эту невыносимую муку существования, но только не умирать.
И заключение спектакля плавно подводит нас к главной мысли, столь же грандиозной, как пьеса и спектакль. Получается, что самое страшное в этой жизни - это смерть, но не физическая, а духовная. Жизнь человека немыслима без чувств и духовной составляющей. И чего больше всего стоит бояться? Не неудач, не боли, не даже смерти, а отсутствия внутренней жизни. Когда смотришь на мир остывшим, ничего не выражающим взором - всё безразлично - ничего не интересует не занимает, не трогает, всё потеряло смысл. Вот это страшно.