«Люди, которые свято верят в то, что у них сильная воля и они управляют собственной судьбой, неизбежно занимаются самообманом - это и питает их уверенность. Их выбор всегда с изъяном, потому что по-настоящему решает проблему выбора тот скромный незаносчивый ум, который понимает, что решение зависит от тысячи случайных, заранее предусмотренных мелочей, а придумывать себе сложную систему допущений, тешить себя иллюзиями значит видеть мир придуманный, а не реальный».
Джеймс Болдуин
Выдающийся прозаик, драматург, публицист и общественной деятель, Джеймс Болдуин, - мало знаком российскому читателю. О нем всегда говорили как о бунтаре, выступающем против притеснения афроамериканцев в Америке. Но роман «Комната Джованни» позволил иначе посмотреть на его творчество, отношение к жизни и попытаться понять, каково это быть чужим для своих.
2 агвуста 1924 года в Гарлеме - негритянском районе Нью-Йорка – появился на свет мальчик. Джеймс Артур Болдуин не знал своего родного отца, и всегда чувствовал себя изгоем в семье, где кроме него было еще восемь братьев и сестер. Его отчим-священник недолюбливал приемыша, часто повторяя, что он самый отвратительный ребенок, которого он когда-либо видел. Несмотря на то в 14 лет Джеймс решает пойти по стопам отчима, но вскоре разочаровывается в этой деятельности. Наблюдательный юноша видит, насколько лжив его отчим, проповедующий одно, но живущий совершенно иначе. Да и происходящее на улицах Гарлема не дает ему надежды на помощь свыше. Тем не менее, почти два года проповедовал Болдуин «вне школы» в церкви Файерсайд Пенткосал в Гарлеме. Он ощущал себя едва ли не великим грешником: чернокожий в расистской Америке и гомосексуалист в афроамериканском обществе, резко осуждающем подобные отношения.
В 1947 году, накопив денег, Болдуин покидает Америку и отправляется в Париж.
Франция становится для Джеймса Артура любимым и постоянным местом жительства.
Но он по-прежнему внимательно следит за тем, что происходит в Америке. Европа становится для него наблюдательным пунктом, откуда он снова открывает родную страну.
«Я люблю Америку больше всего на свете — и именно поэтому настаиваю на своем праве непрерывно критиковать ее», - пишет Болдуин. Но и Парижу, да и всему европейскому обществу он не менее критично настроен. Замечая контрасты послевоенной Европы, он сравнивает их с тем, что происходит на родине, и именно это становится главной темой его творчества.
В Париже люди теряют свою национальную принадлежность, приобретая взамен единую для всех – парижанин. Это роднит итальянца Модильяни, русского Сутина, испанца Пикассо... Болдуина роднит с писателями, живущими в Париже, и его отношение к этому городу, и ощущение счастья, которым пропитан его роман «Комната Джованни».
Во многом это связано с тем, что тут он встречает свою любовь – Люсьена Хапперсбергера. Первый роман «Go Tell it on the Mountain» выходит в 1953 году, за ним следует «Комната Джованни» (1956), «Чужая страна» (1962).
В 1961 году он возвращается в США, принимает активное участие в борьбе за права негров. Он становится ярым последователем Мартина Лютера Кинга. Здесь же он публикует свои публицистические произведения: "Никто не знает моего имени" ("Nobody Knows My Name", 1961 г.), "В следующий раз - пожар" ("The Fire Next Time", 1963 г.).
Убийство Кинга заставляет его покинуть Америку, на этот раз – навсегда.
В последние десять лет жизни он продолжает писать, но романы его перестают быть популярными, поскольку резко снижается их качество. Связано это, по мнению биографов, со слабым здоровьем и проблемами с алкоголем. Его авторитет общественного деятеля не ставился под сомнение ни в 70-х, ни в 80-х годах. В знак признания заслуг Болдуина его избрали в 1986 году командором ордена «Почетного легиона» при французском правительстве/
1 декабря 1987 года Джеймс Артур Болдуин умер от рака в Сан-Поль-де-Ванс на юге Франции.
«Революционер по натуре, Болдуин остается верным этому качеству и в «Комнате Джованни», практически первом произведении о любви двух парней, имевшем почти массовый коммерческий успех. Американское общество было гомофобным в такой же степени, как и расистским. Быть гомосексуалистом в Америке было также позорно, как быть негром. Создавая роман во Франции,
менее ханжеской и более терпимой, Болдуин выступает провокатором общественного мнения, бросая ему смелый вызов. Он привлекает внимание читателей к проблеме гомосексуализма, рассчитывая на их понимание и поддержку. И не напрасно. Популярность книги превзошла все ожидания.
Эта книга, написанная накануне студенческой революции (начинавшейся именно в Париже), стала своеобразным манифестом борьбы сексуальных меньшинств за свои права и имела такое же значение во время молодежных волнений, как и публицистические выступления Болдуина в защиту прав чернокожих».
Александр Шаталов. Ярослав Могутин
«Из предисловия к роману Дж. Болдуина «Комната Джованни».
Дж. Болдуин "Комната Джованни"