Техпаспорт вместо удостоверения личности и надпись "не кантовать" на боку - в Мадрид прямиком с Бродвея приехала труппа некоего господина Пигмалиона с куклами вместо живых артистов. В мадридском театральном сообществе немедленно случился переполох: антрепренеры недоумевают, актеры бастуют, публика скупает билеты. На испанско-кукольном материале Валерий Белякович создал очередной брутально-танцевальный спектакль, в котором нашлось вдоволь простора для горестной иронии и праведного гнева.
Бессменный руководитель Театра на Юго-Западе Валерий Белякович написал "Кукол" сам - по мотивам пьесы не слишком известного испанца Хасинто Грау "Сеньор Пигмалион". Наверняка утверждать не возьмусь, но предполагаю с большой долей уверенности, что от 50 до 85 процентов текста, звучащего в спектакле, вышло из-под местного юго-западного, а не пиренейского пера.
Образ кукольного мира, созданного человеком и обреченного рано или поздно взбунтоваться против творца, позволил театру снова взять свой любимый бесстрашно-бунтарский тон. Против существующего государственного строя восставать сейчас как-то не модно, поэтому питомцы Беляковича бунтуют против всего мира в целом. В бесконечных страстных монологах все герои подряд клеймят "мелкое время, мелких людей, мелкие деньги", провозглашают упадок театра, пригревают недобрым словом и нас "театральных писак". Разумеется, и театр, и писаки, и мир поминаются испанские, но с подмигиванием - мол, мы-то с вами понимаем, о чем идет речь. Ближе к финалу сбежавшие живые куклы даже пытаются создать собственное кукольное государство и азартно распределяют высшие должности. Аллегория, не хухры-мухры.
Опрелить, против чего или за что столь яростно страдают труппа и руководитель Театра на Юго-Западе, невозможно, так как и люди, и куклы в спектакле получились одинаково несимпатичными: скандалист и бабник герцог Альдукар, сентиментальный злодей Пигмалион, трусливые и жадные антрепренеры, самодовольные актеры, ограниченные и бездушные куклы... И еще неизвестно, кто противнее: типичная борьба плохого с отвратительным.
В финале, правда, к свалке из труппов и кукол выходит настоящий сеньор Пигмалион, которого играет сам глава театра в бархатных сапогах и черном плаще, и, казалось бы, "подбивает бабки". Но его продолжительная речь настолько проникновенна и поэтична, что понять, в чем, собственно, пафос, получается далеко не у всех.