Не сомневаюсь, как только человек впервые создал куклу, у него сразу появилось желание, чтобы она задвигалась, заговорила. Ожила. А значит, начала страдать и радоваться, смеяться и плакать, любить и ненавидеть. Словом, чтобы она стала подобием человека, только во всем послушным своему создателю.
"Куклы" - новый спектакль, премьера которого с успехом прошла 29 октября в Театре на Юго-Западе, - конечно же, и об этой древней мечте создать из неживой материи нечто подобное человеку. Но не это в нем главное.
А главная идея после множества сюжетных хитросплетений, мрачных и смешных перевоплощений, приключений, перевертышей высказана зрителям в самом конце спектакля художественным руководителем театра народным артистом России Валерием Беляковичем. Высказана сюрпризно-неожиданно, как и многое в этом восхитительном действе. А мысль простая и старая, как мир: "Главное, что есть в театре, - это актеры". И под гром несмолкающих аплодисментов режиссер показал букетом в сторону своей труппы...
Но в том-то и дело, что подводит к этой мысли нас, зрителей, целый каскад волшебных перевоплощений - переделка Валерием Беляковичем пьесы испанца Хасинто Грау, изощренная режиссура, изощренная игра и актерского ансамбля, и каждого актера в отдельности, тщательно подобранная музыка, декорации, свет. Словом, все, чего так ждет всегда зритель, приходящий в Театр на Юго-Западе, - настоящее, бьющее через край Искусство Игры.
... В театральном мире славного города Мадрида - переполох. От гастролей таинственного создателя живых кукол, всемирно известного гения Пигмалиона и его труппы никто из антрепренеров и актеров не ждет ничего хорошего. Когда и меценат герцог Альдукар, и актерская братия увидели создания Пигмалиона, познакомились с ними и их возможностями, это знакомство почти всех повергло в настоящий шок. Почти, потому что герцог (Валерий Афанасьев) страстно влюбился в приму кукольной труппы Помпонину (Карина Дымонт). После этого такое началось! Сгорающий от любви Альдукар уговаривает красавицу-куклу сбежать с ним. Другие куклы поднимают бунт и накануне первого выступления, которого с нетерпением ждут всех город, тоже... сбегают. Возмущенный до глубины души их создатель и хозяин Пигмалион возглавляет погоню за артистами. И вот влюбленный герцог, Помпонина и труппа настигнуты. Но бурт продолжается! И кроткая Помпонина, оскорбленная унизительными речами Кукловода, несколько раз в него стреляет. Пигмалион умирает, рвутся невидимые нити, связывающие его с куклами. И куклы одна за другой простираются на сцене и становятся недвижимыми. Вот тут совершенно неожиданно и появляется второй Пигмалион - Валерий Белякович - и проникновенный монолог о Театре и Актерах. Живых, из плоти и крови. О тех, кого еще долго не отпускают со сцены аплодисменты зрителей...
- И все? - спросит разочарованный читатель. Да нет, конечно. В "Куклах" есть еще много такого, о чем можно рассказывать и чем восхищаться, посмотрев это ошеломительное зрелище.