Валерий Белякович поставил "Царя Эдипа" Софокла. Пьеса, которая так напрашивалась в стены маленького Театра на Юго-Западе. Роль, которая кажется, рождена для не совсем обычного актёрского темперамента Валерия Беляковича.
Нет. Главную роль проклятого судьбой Эдипа сыграл Евгений Бакалов. Евгений Бакалов вот уже как пятый год (пошёл уже шестой, если я не ошибаюсь) служит в Театре на Юго-Западе. Актёр нижегородского театра, герой чеховских драм и психологического театра оказался на сцене московского театра противоположной школы, где особое место занимает общение со зрителем, впрочем, как и в любом другом театре, но в этом театре общение почти напрямую. Глаза в глаза. Сцена от зрительного зала находится в двух шагах от зрителя. И несмотря на камерность театра, актёры выражают свои эмоции ярко, чётко, громко, буквально обрушиваясь на зрителя, захватывая в придуманный сценический мир. Один критик даже написал об этом театре примерно такие слова: "Здесь зрителя оглушат, оборут и за шкирку втащят в круговорот событий". Каким образом режиссёру удаётся на столь крохотной сцене создавать Вселенную останется загадкой, для меня во всякому случае, навсегда...
Зрителя не приглашают в выдуманный мир будь то шекспировских или сорокинских героев, его втягивают, вталкивают.
"Тихий" Евгений Бакалов пришёл в такой театр. Здесь тоже ставили Чехова, но по иному, "по-юго-западному". И вот одна из серьёзных, масштабных ролей - Эдип. Его Эдип, как это ни странно, стильный... Уверенный в себе и своём счастье царь. Мирно, справедливо правит своим государством. Народ его обожает, подданные интриг не строят. Счастье омрачает неожиданное предсказание полусумасшедшего старика, от которого становится ясна трагическая судьба Эдипа. Роковое проклятье.
Эдип-Бакалова рассудителен, зачастую ему приходится срываться на крик, но это только страх и бессилие перед его Величеством "Случаем". Зато со своей женой Иокастой - Ольга Иванова, он ведёт себя как маленький капризный ребёнок - плачет, канючит...
Поскольку, как выше уже было сказано, Евгений Бакалов иной, скажем так, традиционной актёрской школы, герои его, чего и не лишёна роль Эдипа, логичны и последовательны. Бакалов интеллектуальный актёр, нежели эмоциональный. Чего стоит его Мастер из спектакля "Мастер и Маргарита". Грустная, трагическая судьба его Мастера - прозрачна и понятна.
А потому его Эдипа можно разделить на три этапа: 1. счастливый царь; 2. узнавание; 3. финал, жизнь после осознания рокового проклятия.
Когда только появляется на сцене главный герой, с самых первых слов рождается ощущение необратимой трагедии.
Занавесом служат железные тяжёлые врата. Холодный металл и пустота, больше на сцене нет ничего из декораций. И пустота кажется именно декорацией. Режиссёр показал своеобразную арену, где человек борется с судьбой, неотвратимым роком. И главный вопрос спектакля: "Как жить дальше после узнавания... Где найти силы, мужество жить?" Человек должен жить не зная своей судьбы, иначе жизнь не имеет смысла, она просто остановится. С этим приходится бороться Эдипу. Спектакль об одиночестве, мужестве. О силе уживаться с безжалостной правдой.
Кульминацией спектакля стал монолог Эдипа в разговоре с Иокастой. Его жизнь в буквальном смысле перетирается "жерновами судьбы". Актёр читает монолог между двух железных массивных занавесов-врат. Поэтому выражение "жернова судьбы" принимают почти прямой смысл. Эдип-Бакалов тяжело отталкивает грузные конструкции, но окончательно освободиться от железных оков невозможно.
Актёру Бакалову тяжело приходится вписаться в актёрский рисунок, созданный Беляковичем. И игра этого актёра сильно выделяется на общей картине "Юго-Запада". Так как приходится бороться, перестраиваться, переучиваться (возможно, даже ломать себя) в другую систему координат, в которой когда-то так свободно чувствовал себя Виктор Авилов - один из создателей неповторимого стиля этого театра на окраине Москвы.
Оригинал можно прочесть тут