Марина Гаевская • журнал ТЕАТРАЛЬНАЯ АФИША, ноябрь, 2005 год • 11.2005

Чайка

Главная / Пресса / Сезон 29

В то время как большинство постановщиков со все большим удовольствием доверяют авторскому определению жанра - комедия, Валерий Белякович находит в "Чайке" скорее нечто мистически-роковое. И в этом, надо признать, тоже отнюдь не противоречит Чехову, заявлявшему, что "напишет что-нибудь странное". Вот и появляются из мрака озаренные вспышками пронзительных лучей то ли люди, то ли призраки. Произносят отрывочные фразы, которые повторят позднее, когда начнет стремительно раскручиваться эта вечная история о поиске себя, своего места в жизни в искусстве. Но в жизни этих людей уже словно все предопределено, и что бы они ни делали, как бы "ни бились лбом о стену", судьба их неизменно трагична. И кажется, что герои спектакля подсознательно чувсвуют это, оттого они не просто "нервны", а отчаянно одержимы в своем стремлении победить преследующий их рок, но борьба эта обречена, поскольку силы не равны. Спектакль Беляковича жесткий, порой жестокий в своей искренности. Ведь не только мистический рок обрывает полет творческой фантазии, но и самая обыкновенная "грубая жизнь", не позволяющая расправить крылья. И в этом каждодневном будничном существовании причудливо смешиваются пошлый фарс и трагические откровения, истерический надрыв и умирающая последней надежда. Режиссер не прявязывает действие к конкретному времени, но и не наделяет его откровенно современными аллюзиями в угоду примитивной псевдоактуальности. Человеческие страсти почти не зависят от смены эпох. И именно они являются главной составляющей спектакля, полного тревожных диссонансов и таинственных предостережений, а также наделенного той "фирменной" энергетикой, которая отличает большинство постановок Театра на Юго-Западе.


Статью также можно прочитать на сайте журнала "Театральная афиша" по ссылке 

Марина Гаевская • журнал ТЕАТРАЛЬНАЯ АФИША, ноябрь, 2005 год • 11.2005