«Анна Каренина-2» Олега Шишкина. Режиссер Валерий Белякович. Театр на Юго-Западе
В наше время люди творческие все чаще обращаются к собственному или же чужому наследию: музыканты делают кавер-версии старых хитов, писатели берутся переделывать или «дописывать» творения классиков. На минувшей неделе в Театре на Юго-Западе состоялась премьера спектакля «Анна Каренина-2», поставленного главным режиссером театра Валерием Беляковичем по пьесе Олега Шишкина. День премьеры – 10 сентября – был приурочен ко дню рождения молодого драматурга, принимавшего таким образом двойные поздравления.
Восьмая, заключительная часть знаменитого романа начинается словами «Прошло два месяца», и далее читатель нигде не встречает прямого указания на смерть Анны Карениной. По версии Шишкина, Анна осталась жива, но навеки искалечена: у нее нет руки, ноги и одного глаза. Инвалидом оказывается и Вронский. Анна видит его почти полностью парализованным вследствие контузии, с амнезией и «отсутствием всякого присутствия». За всю пьесу Вронский не произносит ни слова.
Из больницы Анну забирает домой Каренин. В его доме давно уже поселилась графиня Лидия Ивановна, которая теперь из чувства христианского милосердия запихивает в рот Анне манную кашу.
Претерпела сильные изменения и трактовка образа Левина. Этот нервный человек почему-то променял любимую жену Кити на обезображенную Анну, а все его прекраснодушные разговоры о русском мужике – лишь средство привлечь внимание последней.
Сначала все происходящее на сцене кажется абсурдом, бредом, карикатурой, издевательством над классиком, но потом незаметно втягиваешься, оказываешься вовлеченным в действо, чувствуешь его нерв и внутреннюю логику. Надо лишь абстрагироваться от источника, который послужил толчком для создания самостоятельного произведения.
В программке спектакля напечатан (правда, с огромным количеством ошибок) текст, в котором драматург разъяснеет зрителю свою трактовку романа. Автора волнует то, как современная техника отражается на морали, на процессах, происходящих в чувственном мире человека. Ведь скорость передвижения, скорость получения информации изменила и скорость мысли.
Символами технического прогресса в драме являются паровоз и телеграф. Гудок прибывающего на станцию поезда – вот основной мотив звукового оформления спектакля. Россия предстает перед нами как бесконечная сеть железных дорог, на которых гибнет до трехсот человек в год. Дорог будет все больше и больше, и количество жертв будет расти. «Ну что ж, это естественно, техника невозможна без жертв», - говорит Каренин.
Однажды воскресшая благодаря стараниям хирургов Анна умирает от потрясения при виде поезда, надвигающегося на нее с киноэкрана. Ее убивает не настоящий поезд, а лишь его иллюзия, созданная кинематографом братьев Люмьер. И уже на небесах страдающая Анна наконец соединяется с Вронским и обретает покой.
Спектакль несомненно понравится постоянным поклонникам Театра на Юго-Западе: его фирменный стиль строго соблюден – много криков, стенаний и нешуточных страстей. Остальным стоит этот сиквел посмотреть хотя бы из любопытства, чтобы узнать, что же все-таки сотворили с романом великого классика.