Первые сцены спектакля Олега Леушина «Zoofellini» по одноимённой пьесе писателя и драматурга Петра Гладилина поначалу вызывают у неискушённого зрителя смех. Ведь о какой серьёзности может идти речь, если сначала мы видим телерепортаж у стен Колизея времён Римской империи, а несколькими минутами позже медиамагнат Брут (Владимир Курцеба) отправляется в офис, используя вместо лошади своего приятеля Тарквиния (Денис Шалаев)? Однако зрителей, пришедших на премьеру постановки 15 декабря в Театр на Юго-Западе, ждала вовсе не комедия, а философский и остроумный трагифарс.
Древний Рим Гладилина – кричащий, гротескный, полный насилия и пошлости, вовсе не кажется чем-то нереальным и далёким. Это зеркало нашего мира, где уже не скрыться от обилия информации, не избежать участия в погоне за развлечениями, и где зависимость от гаджетов сродни наркотической.
Спектакль "Zoofellini": когда коза богиня прайм-таймаВ центре спектакля борьба владельцев двух крупнейших древнеримских телеканалов – императора Гая Юлия Цезаря (заслуженный артист России Сергей Бородинов) и Брута за рейтинг и прибыль. Если император, получивший от жизни всё, завладел телеканалом нечестным путём, то его противник – профессионал своего дела, который понимает грань между пошлостью и искусством.
Постепенно желание победить застит глаза обоим, и честную конкуренцию сменяют грязные приёмы. Известное выражение «И ты, Брут!» приобретает в спектакле дополнительный смысл: отчаявшийся медиамагнат опускается до уровня своего оппонента. В эфире его каналов публичные казни невиновных и дешёвые фэнтези-сериалы, а контракты с Эсхилом и Софоклом забыты.
В ироничной форме актёры рассказывают нам об изнанке телепроектов. Мы видим, как искажаются факты, «варятся» низкопробные мыльные оперы и создаются передачи, играющие на низменных инстинктах аудитории. Утверждение, что деньги и власть могут всё, доходит на римском ТВ до абсурда: зрители полчаса в день готовы наблюдать за жизнью простой козы, на которой потом женится сенатор, жаждущий сделать из животного настоящую актрису.
Кажется, что девиз «Хлеба и зрелищ!» зашёл слишком далеко, но герои каждый раз находят всё более отвратительные способы манипулирования зрителями. Наблюдать за их информационной войной и страшно, и интересно. Достичь цели телевизионщикам помогают медиамузы (Елена Шестовская, Ольга Авилова и Любовь Ярлыкова). Актрисы отлично показали создателей дешёвого телевизионного контента, поверхностных и глуповатых, и «звёзд-экспертов» в ток-шоу, которые не понимают, зачем их туда позвали.
Временами гротеск сменяется обманчиво светлыми моментами: кажется, что ещё чуть-чуть и герои осознают свои ошибки, но пошлость и жажда наживы тянут их обратно. Например, сначала Цезарь вместе со своей возлюбленной Валерией (Алина Дмитриева) хочет написать сценарий лирической картины, но в конечном итоге у них получается низкосортный боевик.
Спектакль "Zoofellini": когда коза богиня прайм-таймаГрустный юмор, которым наполнен спектакль, подчёркивает глубину конфликта между героями. Зрителю не нужно делать усилий, чтобы поверить в происходящее на сцене: отличная актёрская игра, злободневная тема и мастерство режиссёра и сценографа, заслуженного артиста России Олега Леушина, стирают в спектакле привычные театральные условности. Костюмы (Ольга Иванова, заслуженная артистка России), свет (заслуженный работник культуры России Вячеслав Климов), звуковое и музыкальное оформление (Мария Рыжкова, заслуженный работник культуры России Михаил Коротков) дополняют эффект.
«Zoofellini» - спектакль обо всех нас. Он совершает переворот в сознании и напоминает о громадном влиянии культуры на жизнь каждого человека. Поймём ли мы, как важно подлинное искусство, или осознание придёт слишком поздно, как к другу Цезаря Лицинию (Андрей Санников)? Покажет лишь время.
Оригинал статьи здесь