В Театре на Юго-Западе состоялась премьера спектакля "Игроки" по мотивам одноименной пьесы Гоголя в постановке Олега Анищенко, где он сам сыграл одну из ролей.
Фанаты Юго-Запада помнят гоголевских "Игроков" в постановке Валерия Беляковича, которые не сходили с афиши 19 лет. Спектакль Анищенко решен по-своему и поражает энергетикой, цельностью и художественным вкусом. Режиссер добавил в классический текст знакомые всем словечки из сегодняшней жизни - "хотел-менеджер", "аниматоры по вечерам", "номера люкс", то, однако, не испортило впечатления, а вызвало улыбку зрителей. И хотя в программе написано "мистический триллер по мотивам пьесы Гоголя", сюжетная канва сохранена: в небольшой город приезжает заядлый картежник, заводит дружбу с местными "коллегами по цеху", и вместе в поисках наживы они втягивают в игру сына богатого помещика, который проигрывает им 200 тысяч рублей. В обмен на вексель приезжий отдает 80 тысяч, ведь по векселю он должен получить вдвое большую сумму. Но сын помещика оказывается нанятым артистом, а документ поддельным. Все разыграно мастерски.
В спектакле использованы интересные режиссерские приемы, например, благодаря эффекту будто бы отматывающейся назад кинопленки публике предлагаются разные варианты разговора между героями - шайкой местных городских шулеров и приезжего картежника. Такие приемы используются в кино, в театре же я с этим столкнулась впервые. Девушки, которых нет в пьесе, служат в спектакле неким зомбированным фоном разворачивающегося действа. Они то появляются в прозрачных одеяниях, грациозно танцуя под песни российской фолк-певицы Инны Желанной, то развлекаются с главными героями в бане, то безмолвно играют с ними в азартные игры, резко двигая головой и руками. Возникает ощущение, что это куклы-зомби, а их общий "нервный тик" говорит о неотвратимой утрате естественных человеческих эмоций в жизни людей, для которых деньги это все.
Антон Белов, играющий главную роль в шекспировской трагедии "Ромео и Джульетта", представляет здесь шулера Петра Петровича Швохнева: скособоченная фигура мулата, прищемленный голос, будто ему зажали нос прищепкой, длинные распущенные волосы, ниспадающие мелкими прядями на плечи, и очки. Это одновременно делает его и смешным, и жутковатым.
Прекрасно поставлена сцена драки двух героев: Ихарева и Александра Глова, в исполнении Владимира Курцеба и Михаила Грищенко. Порой кажется, что они мутузят друг друга по-настоящему, ведь в театре, где сцена очень близко расположена к зрителю, показать правдоподобно драку невероятно трудно, а здесь полное ощущение реальности происходящего. Грищенко запомнился мне еще по спектаклю "№13", где сыграл Джека Пота, персонажа, который обслуживает клиентов. Белякович уже тогда увидел в нем характерность, которая очень пригодилась в нынешней постановке, где он играет истеричного молодого человека в облачении "отчаянного гусара". Фарид Тагиев в роли трактирного слуги Алексея (здесь это хотел-менеджер) пластичен, харизматичен и украшает спектакль.
Тем, кто читал пьесу Гоголя, спектакль запомнится оригинальной подачей материала в жанре мистического триллера, музыкой и световыми эффектами. Ну, а тем, кто эту вещь не знает, - неожиданной развязкой в духе времени.