В репертуаре каждого театра обычно есть безусловный хит. Вне зависимости от прочих критериев, таковой обладает одним главным свойством: магнетической притягательностью. Спектакль может идти немалое количество лет, переживать разные площадки и актерские замены, но оставаться любимым для зрителей, приходящих на него снова и снова. Таким хитом в театре «На Юго-Западе» по праву считается «Мастер и Маргарита». При том что репертуар Юго-Запада обширен настолько, что прочие названия редко играются чаще одного раза в месяц. «Мастер…» всегда ставится в афишу трижды, а то и четырежды. Но и тогда зал не вмещает всех желающих.
Не будем говорить о том, сколько препятствий возникает на пути того, кто берется за самое сложное и загадочное произведение Михаила Булгакова. И дело здесь не в пресловутых мистических происшествиях, которые случаются со всеми режиссерами и актерами без исключения (даже если они это отрицают). Просто почти нереально представить себе, каким образом на сцене могут быть соединены все линии романа, показано все волшебство и точно передано богатство образов.
Однако Валерию Беляковичу и его великолепной труппе все это удалось. «Мастер и Маргарита» театра «На Юго-Западе» - масштабное, эпическое полотно, где головокружительная зрелищность соседствует с глобальными философскими обобщениями. И библейская, и московско-мистическая линии сосуществуют в спектакле как единое целое, в общем временно-пространственном отрезке. Поскольку суть у них одна: трагичность раз и навсегда установленного миропорядка, невозможность для героев быть собой или слишком высокая плата за это право. За попытку изменить что-либо жестокое Провидение с размаху ломает хребет, и мука бессилия остается до конца с каждым. Сильный и гордый прокуратор Понтий Пилат (Валерий Афанасьев) страдает от того, что поступает по правилам, но не по совести, а мудрый Иешуа (Сергей Неудачин) стоически выносит несправедливость, но в глазах его – боль из-за несовершенства душ человеческих. Мечтательный Мастер (Игорь Китаев) и наивный Иван Бездомный (Александр Наумов) оказываются жертвами собственного и чужого равнодушия, и с опозданием, но находят в себе силы переломить ситуацию. В лучшую ли сторону – другой вопрос.
Да что там: даже невозмутимый ироничный Воланд (Вячеслав Гришечкин сыграл в этом спектакле одну из лучших своих ролей), красавец с изысканными манерами и печальными глазами, переживает и мучается сомнениями. Его огорчает состояние окружающего мира, духовный распад людей, утративших возможность жить и чувствовать по- настоящему. Но еще трагичнее то, что он не может по настоящему изменить ситуацию, ибо над ним стоит некая сила из Небесной Канцелярии, держащая в плену и периодически присылающая распоряжения, о верности которых уже не нам судить.
Спектакль Валерия Беляковича удивительно красив. Стремительность действия подчеркивает волнующая музыка и виртуозная световая игра. Зритель, едва успевая вздохнуть, мчится, словно на крыльях ветра, оказываясь то во дворце Пилата, то на Патриарших прудах, то в «нехорошей квартире», то в театре-варьете, то на балу у Маэстро Воланда. Мы развлекаемся вместе с лукавой свитой (с недавних пор она «помолодела»: Коппалов – Бегемот, Геллу сыграла Карина Дымонт, Азазелло - Михаил Белякович, Коровьева – Олег Леушин), умираем от любви вместе с Маргаритой (Ольга Иванова), идем на крест вместе с Иешуа. А когда огни на сцене погаснут, с нами останется главное – ощущение свершившегося волшебства.