Фотогалерея:

«Искушенный полемист никогда не бывает побежден. Этим-то и отличается полемика от любого другого вида спорта. Борец на ковре честно признает себя побежденным, но, кажется, ещё ни одна полемика не кончалась словами: «Вашу руку, вы меня убедили»».
Карел Чапек

 

Чешский прозаик, драматург, переводчик, фантаст, основатель Чешского Пен-клуба Карел Чапек родился 9 января 1890 года в семье врача Антонина Чапека и собирателя словацкого фольклора Божены Чапковой.

Он начал писать в возрасте четырнадцати лет и практически сразу начал печататься. Его первые тексты, такие как «Простые мотивы», «Истории фей» были опубликованы в местной газете Nedele. Пять лет о работал в соавторстве с братом Йозефом, их рассказы вошли в сборники «Сад Краконоша» (1918) и «Сияющие глубины» (1916). В 1914 году, будучи студентом, принимал активное участие в издании литературного альманаха.

Во время Первой мировой войны работал гувернером, потому что его не взяли в армию по состоянию здоровья. Осенью 1917 стал работать журналистом и критиком в «Национальной газете», с 1921 до своей смерти работал журналистом и культурным и политическим редактором в «Народной газете». Два года, с 1921 по 1923 год, был драматургом пражского «Театра на Виноградах».

Карел Чапек получил широкое признание во всем мире еще при жизни, его номинировали на Нобелевскую премию по литературе 1936 года. В 1925 году основал и стал первым председателем Чешского Пен-клуба, которым руководил до 1933 года. В 1935 году Герберт Уэллс предлагал его кандидатуру на должность президента Международного Пен-клуба, но писатель отказался от поста по причине болезни. С 1931 года был членом Лиги Наций по литературе и искусству. Чапек выпустил также книгу фотографий «Дашенька, или Жизнь щенка» о межвоенной жизни Чехословакии.

В 1938 году оказался практически в полной политической и личной изоляции, потому что отказался покидать страну после отставки и эмиграции её тогдашнего президента Эдварда Бенеша.

Чапек был убежденным антифашистом, и события 1938 года, в частности «Мюнхенский сговор», согласно которому Чехословакия должна была в течение 10 дней освободить и отдать Германии Судетскую область, подорвали его и без того слабое здоровье. 25 декабря 1938 года, незадолго до полной нацистской оккупации Чехословакии, он скончался от двустороннего воспаления легких, полученного на работах по ликвидации наводнения. Его похоронили на мемориальном кладбище в Вышеграде. После смерти его деятельностью интересовалось гестапо, устроившее в доме обыск. Но его жена актриса и писатель Ольга Шайнплюговаза спрятала его архив в саду усадьбы Стрж в селе Стара-Гуть, где писатель провёл последние 3 года жизни, и обнаружен после войны.

До 1950-х годов творчество Карела Чапека было в Чехословакии под запретом, так как при жизни писатель не проявлял особых симпатий к социализму и коммунизму.

Брат Чапека изобрел слово робот, а Карел ввёл в действие пьесы «R.U.R.» искусственно созданных людей и назвал их «лаборами», от латинского labor – «работа». Но название ему не понравилось, и он решил назвать искусственных людей словацким словом, имеющим значение "каторга". Этим словом писатель назвал живых людей из плоти и крови, созданных на специальной фабрике.

Самые известные его произведения: «Средство Макропулоса» (1922), «Мать» (1938), «R.U.R» (1920), «Кракатит» (1924), «Гордубал» (1933), «Метеор» (1934), «Обыкновенная жизнь» (1934), «Война с саламандрами» (1936) и другие.

Вернуться на страницу библиотеки