Афанасьев был известен и любим еще до прихода в прославленный коллектив на Юго-Западе – его работа в Театре им. Н. В. Гоголя, в кино была оценена критиками и зрителями. Но, пожалуй, только здесь, в маленьком театре, обладающем поистине завораживающей аурой, талант артиста раскрылся в полной мере. Спокойный, внешне невозмутимый Валерий Афанасьев обладает завидным даром – он вскрывает потаенные глубины иронии и высокой драмы, умудряясь оставаться мгновенно узнаваемым.
Пьеса Курта Воннегута «С днем рождения, Ванда Ждун!» почему-то не стала популярной на отечественных подмостках, но даже если бы и шла она во многих театрах, мне кажется, вряд ли кто из артистов смог бы с такой глубиной драматизма сыграть одного из героев, летчика Гарольда Райена, выпавшего из реального времени и пространства и проживающего какую-то совершенно особую, скрытую жизнь. Валерий Афанасьев ни в малой степени не дает оснований иронизировать над своим персонажем – он играет трагедию человека, отнюдь не по собственной воле оказавшегося в исключительных обстоятельствах, но принявшего их безропотно – как долг, как осознанную необходимость, не в затверженно коммунистическом, а в подлинно философском понимании.
Отчетливо выраженная внешняя «героичность» Валерия Афанасьева работала в этой роли на поистине ошеломляющий эффект – мужественность, твердость, упорство Райена вызывали чувство растерянности и даже страха, возвращая изначальный смысл затертым понятиям…
И еще одна из бесконечно дорогих для меня ролей Валерия Афанасьева – Понтий Пилат в спектакле «Мастер и Маргарита». «В белом плаще, с кровавым подбоем 14 числа весеннего месяца нисана…» выходил на темные подмостки человек с каменно-непроницаемым лицом и затаенной болью в глазах. Тот, кто и определял в конечном счете течение истории человечества своим решением, кого следует помиловать еще раз. И казалось, сейчас сию секунду произойдет чудо, и Понтий Пилат, вопреки всему и всем, крикнет: «Имя этого человека… Иешуа Га-Ноцри!».
Надо обладать поистине незаурядным мастерством, чтобы создавать и удерживать подобное напряжение среди тех, кто наизусть знает роман.
Я назвала лишь две работы Валерия Афанасьева, прекрасного артиста, чей комедийный дар тоже высоко ценят зрители, артиста, который очень плотно занят в репертуаре театра, из вечера в вечер играя и удивляя, смеша и заставляя плакать. В каждой новой своей работе он раскрывается чуть по-новому, непривычно, интересно, ломая сложившиеся стереотипы. Так, в его блистательном исполнении предстал необычный Сатин из горьковского «На дне», так отец Лоренцо из «Ромео и Джульетты» стал фигурой, совершенно равноправной с другими персонажами шекспировской трагедии.
50 лет для артиста, для человека – прекрасный возраст, хотя, конечно, определенный барьер, преодолеть который часто бывает непросто. Но я не сомневаюсь в том, что Афанасьев преодолеет его, потому что полон сил, энергии и мужества ему не занимать.