«Ты помнишь, как все начиналось…».
(А. Макаревич)
Московский «Театр на Юго — Западе» можно поздравить с необычным юбилеем! 14 ноября «таланты и поклонники» отметили сороковой день рождения спектакля «Женитьба».
Вот он, тот самый редкий случай, когда постановка старше театра. По словам режиссера и основателя Валерия Беляковича, его детище на Юго — Западе Москвы возникло как раз на инерции этого первого плода совместного творчества. Премьера игралась на обшарпанных подмостках подмосковного клуба в Мещерском, но столько радости, энергии, молодого и пьяного задора было вложено в сценического прародителя будущего «храма Мельпомены», что он до сих пор здравствует и звездно украшает репертуар.
К чествованию «ветерана сцены» отнеслись со всей серьезностью: о рождении юбиляра был снят замечательный ностальгический фильм под говорящим названием «Рубиновая свадьба», который предложили зрителям вместе с праздничным бокалом шампанского в знаменитом «Арт-Кафе».
«Театр на Юго -Западе» вообще отличается особой домашней атмосферой. Возникает она из двух самых важных составляющих — любви и уважения к тем, кто каждый вечер терпеливо стоит у кассы в надежде заполучить билетик в маленький уютный зал любимого театра. Отношение к зрителю здесь по-настоящему трепетное. Дорогих гостей всегда встречают искренними улыбками и родственными приветствиями, а актеры и режиссер запросто разговаривают с публикой со сцены даже вне спектакля, просто так, о насущном и важном.
В праздничный вечер режиссер Валерий Белякович тоже вышел на сцену и душевно повспоминал о том, как все начиналось, о первых исполнителях — «иных уж нет…», о том, как видоизменился спектакль за эти сорок, пролетевшие на «тройке-жизни» со скоростью невообразимой. Нынешняя версия «Женитьбы» Коли Гоголя», как 40 лет назад хулигански анонсировали свое творение его создатели, пережила настоящую реинкарнацию, в результате которой немногочисленные женские роли перекочевали к актерам — мужчинам.
В гоголевском драматургическом наследии «Женитьба» занимает весьма почетное место. Редкий театр обошел вниманием эту блистательную сатирическую комедию с несколько грустной философской подоплекой. Самовыражению постановщиков нет предела: существуют «женитьбы» в стиле фьюжн, модерн, домашнего театра, и вот, пожалуйте — в шекспировском «мужском роде».
Восстановленный в 1999 году «юго-западный» спектакль представляет собой ярчайшую феерию на грани клоунады времен НЭПа с отголосками комедии дель арте в шутовских костюмах и гриме и с чарличаплиновскими киношными гэгами. Веселый эклектический замес, на фундаменте которого вырастает истинная радость для глаз и души.
Замечательно, что ни перезрелая девица Агафья Тихоновна (засл. артист России А. Горшков), ни сваха Фекла Ивановна (А. Санников) даже и не пытаются казаться женщинами. Они остаются мужчинами в женском платье, что придает зрелищу ту самую почти зощенковскую комичность, свойственную футуристическому бурлескному искусству «серебряных» десятилетий прошлого века. Уморительная пара, точно сейчас сошедшая с картин русских авангардистов, — толстая белотелая невеста и худосочная, потешно поющая сваха — суть весьма тонкий и смешной привет своеобразию театра Р. Виктюка.
Подколесин (засл. артист России О.Леушин) ходит, действительно, колесом. Похожий на арапчонка, он забавно нелеп настолько, насколько изящен парный ему Кочкарев (А. Матошин). Троица женихов — Яичница (М. Белякович), Анучкин (О.Анищенко) и Жевакин (Д.Гусев) буквально фонтанируют чудесными пантомимными сценами. Справедливости ради надо заметить, что эти пластические этюды начинают «просаживать» ритм спектакля. Хотя по стилю они вполне оправданы, иногда им так и хочется придать ускорения, ведь в действии, где все носятся и катаются по сцене, рождается свой отчетливый ритм.
Как заведено «на Юго-Западе» — в спектакле поют или играют на инструментах и непременно танцуют. В хореографии нет никакого специального изыска, но отчего-то, когда группа мужчин с исключительной грацией летает по сцене, зрители от восторга впадают в настоящую «ажитацию».
Немного не хватает, пожалуй, только сочного, неповторимого гоголевского текста. Нет, разумеется, он звучит, по-прежнему смешит и ни слова «из песни» не выброшено, но происходит это как-то второпланово, будто смачная купеческо-мещанская выразительность диалогов пропадает за яркостью, живостью и динамикой происходящего. Это ни в коем случае не изъян постановки, а скорее особенность ее образности, которой, следуя традиционной форме, пришлось бы пожертвовать.+
Для классического восприятия пьесы можно посмотреть отличный гротескный и раздумчивый фильм Виталия Мельникова «Женитьба» (1977), где целая плеяда прекрасных русских артистов сыграла свои лучшие роли.
А юбиляру и «Театру на Юго- западе» — долгие лета!
Оригинал статьи тут