Я стою перед домом, в котором запросто могли бы встретиться и Наденька — героиня фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром», и граф Монте-Кристо из фильма Георгия Юнгвельда «Узник замка Иф», и офицер Староконь из сериала «Солдаты». Здание именно этой многоэтажки на юго-западе Москвы, где расположились уютные стены театра под руководством Валерия Беляковича, не раз попадало в кадр любимых всеми фильмов. И именно в этом театре служил прекрасный актер Виктор Авилов, сыгравший роль графа и актер Вячеслав Гришечкин, так полюбившийся всем в образе женолюба-замполита. За моей спиной храм из красного кирпича, впереди гостеприимно распахнутые двери уникального московского авторского театра — два входа в чистилище души.
Уникальность этого театра очевидна: на протяжении более трех десятков лет в нем всегда аншлаги и в зале никогда не бывает свободных мест. Театр на юго-западе любим многими москвичами и гостями столицы, и человек, единожды попав в эти стены, навсегда становится его верным зрителем. В чем же секрет этого места? Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте вспомним историю его создания.
Театр на юго-западе документально родился в 1977 году, в то самое время, когда в академических театрах Москвы можно было увидеть лишь нафталиновый репертуар всеми признанных театральных классиков и мертворожденные пьесы на современные производственные темы. Я сама была уверена, что классика — это скучно, пока не увидела «Беду от нежного сердца» в постановке Валерия Беляковича. Столько энергии выплеснули на зрителей молодые актеры этого театра, так задорно, легко и весело играли они, и так актуально звучали репризы, что пьеса Островского смотрелась неожиданно остро и современно. Актерская труппа театра воспринималась единым живым организмом, который предельно органично действует в рамках предложенных обстоятельств, и это вдвойне удивительно, учитывая, что актеров с профессиональным актерским образованием в то время в труппе не было. Это сейчас театр на юго-западе имеет официальный статус государственного и укомплектован актерами высочайшего профессионального уровня, с соответствующими профильными дипломами. Это теперь считается моветоном ни разу не побывать в стенах этого удивительного театрального явления Москвы, а тогда, тридцать с лишним лет назад, только энтузиазм и вера в собственную исключительность помогли ребятам все начать с нуля. В театре царила атмосфера полного доверия и единения, родственности душ между актерами, что невольно передавалась и нам, зрителям, которые незаметно для самих себя включались в процесс создания спектакля, делая его, по сути, интерактивным действием.
Надо заметить, что Театр на юго-западе — явление авторское. В конце 70-х годов в Советском Союзе, а точнее в ряде его крупных городов, зародилось студийное театральное движение, одним из лидеров которого был Валерий Романович Белякович. Молодому, талантливому и амбициозному режиссеру было невообразимо тесно в рамках Театра юных москвичей Дворца пионеров на Воробьевых горах и, взяв с собой несколько наиболее талантливых ребят, он ушел в «никуда». К ним присоединилась группа молодежи из Востряково, они-то и стали костяком труппы будущего театра. Валерий Белякович решил делать СВОЙ ТЕАТР.
После хождения по многочисленным инстанциям, ребята, наконец, получили небольшой подвальчик в многоэтажном доме на юго-западе Москвы. Над именем театра долго не думали — было не до этого. С юным напором и энтузиазмом они взялись за благоустройство собственной сцены. Брались за любую работу: днем они буквально строили СВОЙ театр, а вечерами и ночами репетировали, готовя к выходу в свет свои первые водевили.
В начале в театре было всего шесть рядов, и вешалка, с которой якобы должен начинаться театр, располагалась прямо под сиденьями импровизированных кресел. Зрители сидели на скамье, тесно прижавшись друг к другу, но сдвигались еще плотнее, чтобы досталось место и другим счастливчикам, которым удалось попасть на спектакль. А посмотреть было на что. Такого богатого по стилистике и разнообразию жанров репертуара не предлагал тогда ни один театр Москвы! В разное время в стенах этого театра играли и классический репертуар, и пьесы современных интересных авторов. И если постановки классических пьес Шексипира, А. Островского, А. Чехова, М. Булгакова в исполнении труппы этого театра всегда воспринимались остро и современно, то спектакли неизвестных тогда широкой публике западных мастеров в постановке Валерия Беляковича неизменно становились модной московской классикой.
Ну, где еще тогда в столице можно было насладиться гротескно-трагедийными «Носорогами» Ионеско Эжена, или полузапрещенной блистательной пьесой Шварца «Убить дракона», стильными и изящными «Куклами» Х. Гроу, или печально-трогательным «Жаворонком» Ануя?
С тех далеких уже лет и до настоящего времени Валерий Белякович остается верным себе в подборе репертуара. Сейчас в афише театра около тридцати спектаклей. Интуиция и художественная смелость главного режиссера, редкая нервная организация и пластичность этого театра позволяют играть Ерофеева и Гольдони, Гоголя и Сорокина, Булгакова и Беккета, Ионеско и Сухово-Кобылина, Кокто и Эрдмана. В таком жанровом разнообразии репертуара нет ничего удивительного, ведь народный артист России, художественный руководитель Театра на юго-западе Валерий Белякович имеет два высших образования: филологический факультет МГПИ и режиссерский факультет ГИТИСа. Сейчас он и сам преподает в театральных вузах столицы, что вкупе с талантом позволяет ему формировать репертуар театра от искрометных гротесковых шоу до исторических трагедий, от признанной, десятилетиями проверенной классики до новомодного постмодернизма, от тонких лирических пьес до драматической клоунады. Опираясь на общепринятые театральные традиции, тщательно подбирая и объединяя столь разные по стилистике и жанру произведения в репертуаре одного театра, главный режиссер всегда вносит свое собственное видение и прочтение драматургического текста и не боится ломать общепризнанные театральные стереотипы.
Надо заметить, что к каждому спектаклю также тщательно подбирается и музыкальное сопровождение, которое во всех постановках Валерия Беляковича является полноправным действующим лицом: точно выверенные мелодии заставляют сопереживать, задают тон и ритм спектаклю, объединяют действие и сюжет в единое целое, что в свою очередь и кристаллизует тот неподдельный интерес зрителей, который невозможно купить ни за какие деньги.
Глубокая эстетика постановок, самозабвенная и талантливая игра актеров, неподражаемое и блистательное руководство Валерия Беляковича сделали Театр на юго-западе одним из самых любимых, популярных и, не побоюсь этого слова, модных театров Москвы, театром без пресловутой четвертой стены. Этому способствует сплоченный актерский состав театра, из которого выросло уже несколько театральных династий и целая плеяда замечательных актеров, а также несколько самобытных режиссеров. Всех в одной статье не перечислить, но назову хотя бы некоторых из них: Ольга Авилова, Михаил Белякович, Алексей Ванин, Галина Галкина, Вячеслав Гришечкин, Олег Задорин, Александр Задохин, Тамара Кудряшова и многие другие.
Все знают знаменитые слова Немировича-Данченко о том, что театр живет только пятнадцать лет. Наверное, это утверждение справедливо. Но! Театр на юго-западе уже дважды счастливо перешагнул этот рубеж, а зрители все с таким же неподдельным желанием и интересом приходят в его стены, чтобы еще и еще раз насладиться необыкновенной атмосферой этого чудесного места.