Е. Иванова • Газета ЗНАМЯ СТРОИТЕЛЯ № 11 (3421), от 28 января 1981 года • 28.01.1981

Что скажет зритель?

Главная / Пресса / Сезон 4

27 декабря 1980 года в нашей газете была опубликована статья О. Шумской «Народный театр», о молодой самодеятельной студии на Юго-Западе. Интерес к театру растет, и то маленькое помещение, в котором он разместился, публику уже не устраивает.
Наш внештатный корреспондент Е. Иванова побывала в театре-студии на Юго-Западе, познакомилась с репертуаром, побеседовала со зрителями.
Антракт. Со сцены перевожу взгляд на приглашенных. Не потому, что сейчас у некоторых из них буду брать интервью. Просто каждый человек интересен, у каждого свой взгляд на жизнь, мир и только что увиденный спектакль. Какие они разные… дело не только в том, что непривычно соседство студентов в джинсах с пожилыми людьми в парадной одежде. Различно их восприятие постановок театра-студии. Одни обсуждают, экспрессивно жестикулируя, другие, напротив – говорят вполголоса, задумчивы. Но что интересно – равнодушных нет. Значит, спектакль понравился. Наводит на размышления?

«Вы знаете, - неожиданно обращается ко мне сосед в форме подполковника, - у меня создалось впечатление, что я пришел в хороший профессиональный театр. Я попал на спектакль совершенно случайно, но не жалею об этом». Моим собеседником оказался начальник экспедиционного отдела Музея Вооруженных Сил СССР В. Ю. Новодворский. «Так уж получилось, - продолжает он, - что в студию я пришел один, и никак не предполагал, что после просмотренной постановки захочется поделиться с кем-нибудь своим мнением. Поверьте, что это суждение не дилетанта. Я родился в актерской семье, учился в театральном училище, за свою жизнь видел много спектаклей, но редко получал такое удовольствие от режиссерской работы и игры актеров, как сегодня. Жаль только, что зрительный зал вмещает небольшое количество приглашенных, да и актерам на сцене тесновато. А они, несомненно, очень талантливы…»

«Причем каждый человек по-своему талантлив, - включается в разговор сотрудник Главного информационно-вычислительного центра Т. А. Вишневецкая. У одних способности проявляются в детстве, другие находят свое призвание в зрелые годы. Эта студия объединяет, на мой взгляд, людей, любящих театр, отдающих ему душу. Найти свое призвание очень трудно, а если оно доставляет радость другим, это, наверное, и есть талант. В этом студийцам можно позавидовать. Хочется пожелать им новых спектаклей, заставляющих забыть «время и место действия». В связи с этим хочется сказать несколько слов о помещении театра. Мне вспоминается случай, когда во время спектакля «Мольер» многие сидели под зонтами, потому что протекал потолок. Впечатления от постановки этот «дождь» не испортил, но доставил много неприятностей и хлопот и зрителям, и актерам. Мне кажется, что театру пора улучшить свою жилплощадь».

В первом ряду я увидела знакомое женское лицо. Где же мы могли встречаться? Ну, конечно же, здесь, на всех последних спектаклях. Подхожу, знакомлюсь. Зрительница – московский инженер И. М. Алексеева.

«Пользуюсь случаем, - говорит она, - еще раз поблагодарить коллектив театра. Мы с сыном, хотя и живем рядом, узнали о существовании студии на Юго-Западе только осенью, когда труппа приобрела уже довольно широкую известность. За билетами приходилось каждый раз по три часа стоять в очереди, но это нас не спугнуло. Мы посмотрели все спектакли, они, как нам кажется, созданы с большим вкусом и тактом. Коллектив студии успешно ввел в свои постановки элементы народного театра – лаконизм, четкую заостренность черт, буффонаду. Мы полюбили наш театр, и не мы одни. Билетов не хватает, хотя труппа работает очень интенсивно, давая 3-4 спектакля в неделю. А ведь еще надо работать, учиться и расширять репертуар. Студия обслуживает себя сама. И часто, кроме восхищения постановкой и уважения за огромный труд, тебя охватывает чувство жалости и сострадания, когда видишь на кафтане героя 50 швов, выдерживающих заплаты. Театр беден, но мужественно и гордо смеется над своей нищетой.
Наверное, не помешало бы театру шефство богатой московской организации. От этого союза выиграли бы обе стороны. Я заранее завидую будущим шефам».
Звенит звонок. Продолжается спектакль. Вновь зрители переживают за судьбы героев, радуются и страдают вместе с ними. А сколько сил, выдумки, энергии вложили в свой труд актеры. И конечно же, они очень волнуются. По-видимому, лучше Павла Куликова, самодеятельного поэта и композитора труппы, не выразишь сомнений коллектива театра.
Что? Успех? Провал? Позор?
Угадай попробуй!
Ну, а чем живет актер –
Разговор особый,
Два часа пройдут как миг,
Опустеют ложи.
Зритель к этому привык.
А актер не может.

Итак, смолкла музыка. Прожита еще одна человеческая жизнь на сцене. Долго не отпускают зрители полюбившихся артистов, громко аплодируют, преподносят цветы.

Есть в театре хорошая традиция: по окончании спектакля желающие могут записать свои пожелания в «Книгу отзывов». На ее страницах – самое сокровенное; размышления об искусстве, которые многие не решаются произнести вслух, а доверяют бумаге. Вот только некоторые из многих:
«21 октября, 1980 года, вечер. Приход. Ожидание – самодеятельность. Нет. Игра глубоко взволновала, живешь с артистами, не ощущения того, что ты в зале, в стороне, наблюдатель… Это кратко о впечатлениях. Немного о другом. Пожелания. Хотелось бы, чтобы такую прекрасную игру могли увидеть не только группки, а как можно больше людей. Большое искусство – для большего числа.
В будущем, имея другое, более удобное помещение, хотелось бы оставить контакт со зрителем.
Огромное, Огромное Спасибо.
Мартынова. МГПИИЯ им. М. Тореза».

А иногда приходя в театр своеобразные письма-откровения, написанные под впечатлением увиденного в студии спектакля.
«Коллективу самодеятельного театра-студи Гагаринского района.
Были у вас на спектакле «Старый дом» всей семьей (жена, сын, дочь, невестка, зять, внук), вышли и пожалели, что не догадались сразу написать в книгу отзывов. Всем, несмотря на разницу в возрасте (15-68 лет), все очень понравилось – пьеса, постановка, игра и общая «вахтанговская» обстановка в театре. Приятно было чувствовать себя среди талантливых и увлеченных людей! Желаем успехов, спасибо!
От имени всей семьи, профессор В. ВАССЕРБЕРГ»

«Дорогие актеры прекрасного театра-студии на Юго-Западе!
Мы только недавно пришли к вам в театр, но теперь мы являемся вашими горячими поклонниками.
Сначала я попала на «Мольера» и была совершенно потрясена. Я шла на спектакль любителей, а этот спектакль поставлен на уровне профессионального театра. Только лучше! У вас столько энтузиазма, выдумки, задора! Великолепны музыкальное и световое оформление спектакля. И, конечно, талантливая работа режиссера В. Беляковича. Чувствуется рука профессионала и яркий самобытный талант. От всей души желаю ему блестящих успехов в будущем.
Мне не хотелось идти на «Старый дом», этот спектакль я видела в Новом драматическом театре и очень жалела о потерянном времени. Но потом я решила все-таки посмотреть, как вы справились с этим, в общем-то очень трудным спектаклем. Оказалось – прекрасно. На сцене была не игра, а сама жизнь.
Спасибо вам за ваше прекрасное творчество и за ту радость, которую вы приносите нам, вашим зрителям. К моему отзыву присоединяются моя мама, которая, несмотря на свой почтенный возраст, с удовольствием ходит на ваши спектакли, мой сын, студент МГУ, и его товарищи, которые попав в ваш театр, стали его постоянными посетителями и поклонниками. Мы все желаем вам большого успеха и с нетерпением ждем ваших новых работ.
М.П. Долуденко, канд. Геолого-минерал.наук».

Откликнется ли Главмосстрой на предложение, высказанное в статье «Народный театр», возьмет ли шефство над студией? Вам слово, товарищи строители!

Е. Иванова • Газета ЗНАМЯ СТРОИТЕЛЯ № 11 (3421), от 28 января 1981 года • 28.01.1981