"Когда не репетирую, не живу", - признается народный артист России Валерий БЕЛЯКОВИЧ.
Наш корреспондент беседует с главным режиссером и художественным руководителем московского театра на Юго-Западе накануне его 55-летия.
- Валерий Романович, созданный вами театр совсем скоро открывает свой 29-й сезон. Каким был для вас сезон прошедший? Что запомнилось?
- Двадцать восьмой сезон был одним из самых тяжелых - без Виктора Авилова. Потеря для нас невосполнимая. Но эта общая беда сплотила коллектив. Мы выдержали и выпустили премьеру - спектакль "Куклы", где главную роль должен был играть Виктор. Этот спектакль мы посвятили его памяти.
- Насколько мне известно, вы, помимо всего прочего, то есть режиссуры и сценографии, являетесь еще и автором этой пьесы.
- Отчасти да. Я этот спектакль сочинил по мотивам пьесы испанского писателя Хасинто Грау "Сеньор Пигмалион".
- Это уже не первый ваш драматургический опыт?
- Да, правда, раньше я в основном занимался инсценировкой рассказов Чехова, Шукшина, Зощенко, "Мастера и Маргариты" Булгакова. Но однажды, скажем так, в силу производственной необходимости написал дилогию "Страсти по Мольеру". А потом, что называется, вошел во вкус - так появилось "Даешь Шекспира!", только что закончил собственный вариант "Дракулы", еще несколько вещей в работе.
- "Дракула" - это уже премьера 29-го сезона?
- Да. Обычно мы премьеры на новый сезон заготавливаем летом. Сейчас вот поставили "Дракулу" по мотивам романа Брэма Стокера и "Слишком женатого таксиста" по пьесе Рэя Куни. Премьеры в сентябре грядут.
- За лето две премьеры?
- Ну, скажем точнее, за два месяца. Это наш метод работы над материалом - полное погружение.
- Кто будет занят в новых спектаклях?
- В "Дракуле" в основном молодежный состав труппы, в "Таксисте" - корифеи.
- И кто же Дракула?
- Алексей Матошин, очень перспективный актер. Но предыстория постановки такова: этот спектакль мы должны были делать с Виктором Авиловым. В какой-то степени это мой долг перед ним. Ван Хельсинга играет Олег Леушин, Джонатана - Михаил Белякович, Мину - Карина Дымонт, Люси - Алекся Шестовская. Студенты мои играют: Денис Шалаев, Денис Нагретдинов, Света Рубан.
- Кто занят в "Таксисте"?
- Основатели театра - заслуженные артисты России Вячеслав Гришечкин, Галина Галкина, Алексей Ванин, Виктор Борисов. Таксиста играет Александр Наумов, в этом году принят в труппу заслуженный артист России Владимир Демидов, он тоже занят в этом спектакле. А также Ирина Подкопаева, мы с ней однокурсники, вместе учились у Андрея Гончарова.
- Сколько же у вас актеров в театре?
- В труппе основной состав - около 40 человек и еще несколько приглашенных актеров из других театров, к примеру, замечательная актриса Людмила Долгорукова из Театра им. Гоголя, Александр Гришин из РАМТа, Александр Юшин из театра "Вернадского 13".
- Вы упомянули про студентов...
- Это мой актерско-режиссерский курс в ГИТИСе, существующий уже второй год. Я начинающий педагог. Впрочем, режиссерская профессия предполагает педагогический дар. Да и по первому образованию я ведь учитель русского языка и литературы, до ГИТИСа окончил филологический факультет МГПИ имени Ленина.
- А что за спектакль появился в театре в прошлом сезоне, "Моно" с единственным актером - Валерием Беляковичем?
- Это не спектакль, это как бы мой авторский вечер, где я читаю свои литературные опыты, разговариваю со зрителем о театре, иногда вспоминаю монологи из своих старых спектаклей - я ведь все-таки по призванию и воспитанию прежде всего актер и тоскую по сцене, как ни странно.
- Действительно странно. Что вам мешает ставить спектакли на себя и играть, играть, играть?
- Это почти невозможно. Сил не хватит. Режиссура и актерство - диаметрально противоположные профессии. По-настоящему каждая из них требует стопроцентной отдачи. Времени нет. Если я играю, к примеру. Воланда, то в этот день я выключаюсь - и как режиссер, и как художественный руководитель. А день моего "выключения" - это день простоя для театра. И так далее. Режиссер работает на будущее. Актер творит настоящее. Я всегда говорю: если б я знал, что где-то есть режиссер, которому я мог бы актерски доверить себя, я ушел бы из режиссуры и играл в его театре.
- Борис Иванович Равенских, ваш учитель - в его театре вы смогли бы играть?
- Нет. Я преклоняюсь перед учителем. Он - мой фундамент в профессии. Но он из другой эпохи, у нас ритмы не совпадали. Хотя, конечно, подозреваю: Борис Иванович прежде всего ценил меня как актера. Он мне часто говорил: "Белякович, ты мне Витальку Доронина напоминаешь". Мне вообще на учителей везло. Евгения Васильевна Галкина - мой педагог времен Театра юных москвичей, дай ей Бог здоровья, сколько сейчас ее учеников работают по разным театрам! Талантливейший Геннадий Иванович Юденич - у него в театре я работал актером. Андрей Александрович Гончаров - какое-то время я учился и у этого мастера. Ирина Ильинична Судакова - отдельная песня. Я вообще по жизни ощущаю себя вечным студентом. Я так мало знаю, так много книг не прочитано. Но наверстываю упущенное, постоянно учусь - у мастеров, с которыми меня сталкивает творческая судьба: Татьяна Васильевна Доронина, Евгений Владимирович Колобов, и у своих актеров, и у актеров тех театров, где мне приходилось работать - в России, Японии, Америке. А теперь еще учусь и у своих же студентов. Другое поколение, другие ритмы... Короче говоря, "учиться, учиться и учиться" - это Ленин говорил про меня.
- Кстати, о других театрах. Вы уже второй сезон являетесь художественным руководителем Нижегородского театра "Комедiя"?
- Ну, я же народный артист России, надо же звание отрабатывать. Так уж получилось: в театре "Комедiя" были трудные времена, и я согласился помочь - поставил несколько спектаклей, рекомендовал других постановщиков. Теперь театр вполне окреп, думаю, это будет мой последний сезон в качестве его худрука. Андрей Ярлыков (мой студент и актер этого театра) вполне может со временем возглавить НТК, он уже поставил там несколько спектаклей.
- Вы ведете счет своим постановкам?
- Веду, конечно. Это ведь основное дело моей жизни. На сегодня поставлено ровно 120 спектаклей.
- Для вас это много или мало?
- Не знаю. Я знаю только одно: когда я не работаю над спектаклями, не думаю о них, не репетирую - я не живу.
- Трудности есть у главного режиссера? Неразрешимые проблемы?
- Есть. Если раньше, по Булгакову, людей портил "квартирный вопрос", то сейчас к этому добавился денежный. Оплата актерского труда в настоящее время, скажем так, неадекватна душевным и физическим затратам. И что с этим делать - я не знаю.
- А спонсоры, меценаты?
- Сейчас это трудно. Нет закона о меценатстве, все на уровне личных контактов, иногда это смахивает на попрошайничество и, откровенно говоря, довольно унизительно. Хотя, конечно, нам помогали и не раз, замечательные люди, низкий им поклон. Но сейчас наш театр держится силой любви к искусству и жертвенной самоотдачей Валерия Афанасьева, Ирины Бочоришвили, Евгения Бакалова, Владимира Коппалова, Анатолия и Валентины Лопуховых, Бориса Хвостова и далее - по списку всей юго-западной труппы.
- Юго-западной труппы... Скажите, а чем, кроме "географического" названия ваш театр непохож на другие?
- В организационном плане мы отличаемся тем, что наш актер более независим: он имеет право сам себе определять нагрузку, участвовать в составлении расписания спектаклей и репетиций... Есть и другие, не менее существенные отличия, но это уже "юго-западное ноу-хау". А художественное отличие прежде всего в создании своей особой "юго-западной" актерской школы, основанной на принципах народного площадного театра.
- Юго-Запад приближается к своему тридцатилетию. За эти годы заявленные вами художественные принципы как-то трансформировались?
- Думаю, что нет. Скорее обогатились. Просто раньше мы опирались на них интуитивно, в силу своего темперамента и мироощущения, а сейчас используем вполне осознано. Тем не менее это знание не спасает от художественных провалов.
- Что вы относите к провалам?
- А у меня их нет. Это всего лишь предположение.
- Традиционный вопрос: творческие планы?
- Планов громадье. Прежде всего они связаны с Шекспиром, Гоголем... Хотелось бы поставить ряд биографических пьес - о Дали, о Нижинском. Есть предложение от ряда российских и зарубежных театров. 29-й сезон обещает быть гастрольным. Нас ждут Новосибирск, Санкт-Петербург, Рига, Калининград, Рязань. В октябре едем в Минск на фестиваль "Золотой витязь", готовятся гастроли в Японию.
- Ну что ж, удачи вам, Валерий Романович, во всех ваших творческих начинаниях.