Ольге Авиловой 20 лет. Она - актриса, студентка 2 курса РАТИ (ГИТИСа). Уже год в московском Театре на Юго-Западе идет спектакль "Маленькая колдунья", где она играет главную роль. Елена Мовчан напомнила Оле, что первый раз она вышла на сцену лет 15 назад - в спектакле "Сестры" по пьесе Л.Разумовской.
- А я не помню ни названия, ни о чем был спектакль. Помню только, что мы с сестрой выходили на сцену с портфелями, как будто из школы пришли. Помню дикое волнение. Хотя это была маленькая проходка, волновалась я ужасно. И все-таки волнение это было приятное. Мне понравилось на сцене, захотелось выходить еще.
- А в детстве у вас устраивались домашние спектакли?
- Да нет, мы с сестрой любили стихи читать наизусть. Читали "с выражением" - маме, гостям. А спектаклей не ставили. Актерские семьи, наверное, отличаются, в них само общение идет в каком-то другом, не совсем обычном стиле. Все-таки постоянное вживание в разные роли накладывает отпечаток. А еще мы с детства постоянно слышим, как родители разучивают тексты. У нас такой забавный случай был. Когда сестра была маленькой, папа учил монолог Гамлета: "О небо! О, земля! Кого впридачу: быть может, ад..." Он все ходил и учил. Дело было летом, а осенью сестра пошла в детский сад. Воспитательница спрашивает: "Ну что, ребята, какие стихи вы выучили за лето?" Все читают "Идет бычок качается..." или что-нибудь в этом роде, а сестра: "О небо! О, земля!.." И выдала весь монолог. Можете себе представить выражение лица воспитательницы.
- Когда вы поняли, что вам папа очень большой артист?
- После кино. Я была еще маленькой, когда увидела его в "Узнике замка Ив" и в "Двадцать лет спустя". Это произвело на меня огромное впечатление. Вообще папа всегда был для меня самым лучшим актером.
- Какие его роли в театре ваши любимые?
- Ланцелот в "Драконе". Это мой самый любимый спектакль. И мамину роль там очень люблю - она играла Эльзу. Мольера в спектакле по Булгакову. И у мамы там была замечательная роль - Арманда. "Мастера и Маргариту", где папа играл Воланда, смотрела, наверное, раз двадцать. Еще в "Носорогах" он мне нравился, хотя очень страшный был спектакль.
- Оля, а собственное желание стать артисткой возникло когда?
- Точно не могу сказать. Сколько себя помню, всегда мечтала об этом. Я ведь родилась в семье актеров, с раннего детства видела, как папа играет, как мама играет, и мне тоже хотелось попробовать. Пример родителей всегда очень важен для ребенка. Хочется им подражать во всем.
- Как родители отнеслись к вашему желанию?
- Положительно, не ругали (смеется). Во многих семьях не хотят, чтобы дети становились актерами. А мои родители радовались.
______________________________
Когда родители Оли - Галина Галкина и Виктор Авилов - пришли в Театр на Юго-Западе, им тоже было по 20 лет. Правда, театра тогда еще не было. Его только начинал создавать молодой режиссер Валерий Белякович. Витя Авилов и Галя Галкина были одними из первых актеров тогдашнего Театра-студии на Юго-Западе. В нем они выросли и стали настоящими артистами, в нем приобрел огромную огромную популярность и мировую известность Виктор Авилов.
______________________________
- А помогали?
- Ну, как сказать? Папа меньше помогал, у него всегда было много работы. А мама помогала и помогает. Я всегда спрашиваю ее, как лучше сыграть тот или иной эпизод, и она многое мне подсказывает.
- А каким был ваш детский театральный опыт?
- Я вообще-то очень стеснительный человек. И хотя всегда стремилась играть, страх пересиливал желание. А началось с того, что я в 10 классе перешла в другую школу - №1741. Там был театральный кружок. Его вела Елена Викторовна Белосельская. Она позвала меня, сказала: "Приходи к нам, с ребятами подружишься, мы будем спектакль ставить". Я ужасно боялась, не думала, что у меня что-нибудь получится. Ставили "Капитанскую дочку", и я сыграла эпизодическую роль - Палашку ("Щи подала"). Спектакль получился хороший, о нем даже в газетах писали. Потом там же, в школе, начала в КВНе играть. Была капитаном команды. Ну и так потихонечку все пошло-поехало. Стала играть в нашем театре. Поступила в ГИТИС, на заочное отделение, на курс Беляковича. Здесь уже идет серьезная работа. Актерское мастерство нам преподают Валерий Белякович, Вячеслав Гришечкин, Борис Хвостов, Михаил Скандаров. Две недели - теория, затем две недели - практика. Наш курс разделен на две части - режиссеры и актеры. Руководитель, к примеру, дает задание: Антон Павлович Чехов - рассказы. Режиссеры читают, выбирают по 2-3 рассказа, потом каждый набирает себе актерскую группу и ставит с нами эти рассказы.
- Где проходила ваша практика?
- В Театре на Юго-Западе. Эти 2 недели мы в полном смысле жили в театре: ели, спали (театр для нас даже раскладушки купил). Репетировали днем, когда сцена свободна, а часто и ночью. Ритм бешеный. Но очень интересно было. Экзамен принимали здесь же, в театре. Приехала вся кафедра: и преподаватели, и студенты. Почти полный зал набился. Волновались, конечно, зато потом нас хвалили.
- В этом учебном спектакле у вас было много учителей. А кто помогал в работе над ролью в "Маленькой колдунье"?
- Конечно, прежде всего, режиссер спектакля Олег Лопухов. Сначала я никак не могла представить себе, что это за существо такое - колдунья. Чем отличается от обычной девочки? И тогда режиссер сказал: "А ты напиши ее распорядок дня. Вот ты не Авилова Оля, а колдунья. Что ты будешь делать утром, когда встанешь?" Встала я утром - не Оля Авилова - и стала описывать день моей героини.
- И какой же у нее распорядок?
- Встает она утром и вместо того, чтобы чистить зубы и завтракать, совершает облет, смотрит, что происходит в лесу, встречается со своим другом - вороном, в общем, все не так, как у обычных людей. И представив, как она живет, я стала понимать ее, иными словами - проникла в суть сказочного образа.
- Маленькая колдунья Мако стала вашей первой большой ролью. Теперь появились и другие. Только что В. Белякович возобновил свой старый спектакль "Собаки" по повести К. Сергиенко "До свидания, овраг". Это ведь тоже спектакль для детей. И в нем у вас достаточно серьезная роль.
- По-моему, "Собаки" - не совсем детский спектакль, а может быть и вовсе не детский. Чтобы его понять, надо уже знать, что такое одиночество, неприкаянность, страдание. Хотя дети тоже по-своему его понимают. Помню, как я смотрела его в детстве - я все понимала. Но сейчас многое изменилось в восприятии. В тех местах, где я тогда плакала, сейчас - смеются. Может быть, это зависит от воспитания. А может - хоть разница между нами небольшая: мне 20 лет, им 12, но, наверное, за эти 8 лет что-то изменилось. Меньше стало страдания. Играю я Крошку - щенка, который родился в овраге, у которого никогда не было дома, не было любящего хозяина - человека. "Собаки" - спектакль очень сложный по пластике. Надо показать жизнь людей, человеческие переживания, не выходя из образа собаки. И при этом никакого специального грима мы не делаем: ни усов, ни хвостов, ни лапок.
______________________________
Спектакль "Маленькая колдунья" поставлен по мотивам сказки Отфрида Пройслера. В праздник на волшебной горе собираются все ведьмы и колдуют. Маленькой колдунье Мако тоже хочется на бал. Но ее туда не пускают - тетки-ведьмы хотят сделать Мако такой же злой и завистливой, как они. Но Мако дружит с Вороном Абракадабром, который учит ее делать добро. И вот маленькая колдунья, вместо того, чтобы вредить людям, начинает помогать им...
______________________________
- Мы все говорим о Театре на Юго-Западе. А в других-то театрах вы бываете?
- Бываю. Интересно же, как там работают. Но каждый раз убеждаюсь, что мне ближе всего стилистика нашего театра. Вот недавно посмотрела во МХАТе "Рождественские грезы" по пьесе Н.Птушкиной. У нас тоже идет эта пьеса под другим названием - "Макарена". Во мхатовском спектакле прекрасно играла Ия Саввина. И вообще актерские работы мне понравились. Но очень уж реалистичные декорации, много лишних предметов. Полностью воссоздана обстановка квартиры, кухня, кастрюли, даже газ подвели. Мне кажется, что все это отвлекает от сути пьесы, от переживаний героев.
- Вам больше по душе условность?
- Конечно. Я ведь выросла в Театре на Юго-Западе. Это мой родной дом, где все знакомо, все понятно, все любимо.
- Вы начали с роли в детском спектакле. Интересно ли играть для детей, проще, чем для взрослых?
- Дети - публика особая. Сними легко, и в то же время трудно. Их ведь не обманешь. Сначала кажется, что можно где-то чуть-чуть сбавить напряжение, что-то наиграть. Не проходит! Дети все понимают, иногда даже больше, чем взрослые. Ну и, конечно, огромную радость доставляет их реакция - открытая, непосредственная. Мы заканчиваем "Маленькую колдунью" танцем вместе с детьми. Под песенку "Давайте покричим, давайте повизжим..." наши маленькие зрители запрыгивают к нам на сцену и тут же дают волю своим чувствам: подбегают, дергают за руки, за платье, кричат: "Мако, Мако!" Вот такая получается у них двухминутная разрядка к нашему общему удовольствию.