Как только появляется интересная современная пьеса, Валерий Белякович сразу же ставит ее в своем Театре на Юго-Западе, часто становясь первооткрывателем текста. Так произошло и с драматической притчей челябинского драматурга Егора Черлака «Пятница, день перед субботою», которая появилась на Юго-Западе под названием «Игра в кубики».
Возможно, это один из самых строгих и грустных, лишенных размашистой театральности, спектаклей Беляковича. И здесь важен сам словесный текст, как и сам сюжет, за которым следишь не отрываясь, – сюжет авантюрный, держащий публику в напряжении до самого финала.
«Воскресенье – день веселья, песни слышатся кругом!..» - под эту неувядающую бодрую мелодию появляются мальчишки, играющие в кубики. Мальчишек изображают взрослые, но делают это так серьезно и точно, что мы сразу же принимаем условия игры. Хотя мальчики эти непростые. Сын бизнесмена Прохорова, Прохоров-младший (Александр Шатохин), строит из кубиков город, и делает это с коммерческим размахом: тут и супермаркет, и бензозаправка, и рынок, и банк, и торгово-развлекательный центр – словом, все, что положено. Сын автогонщика Петрова, Петров-младший (Андрей Санников), внедряет в строительство свои идеи – о машинах и автотрассах. Присоединяющийся к ним сын Аршавина, Аршавин-младший (Денис Нагретдинов), настаивает на строительстве стадиона для футбольных матчей. Ну, а сын Киркорова, Киркоров-младший (Денис Шалаев), строит еще одну арену – для выступлений своего звездного отца. Но на воплощение всех этих замыслов не хватает кубиков, и тогда их, не без конфликтов, заимствуют еще у одного пацана, сына Путина, Путина-младшего (Дмитрий Гусев).
Каждый из мальчиков похож на своего папу необычайно, а Путин-младший, маленький тихоня, еще и демонстрирует приемы дзю-до. Мы смеемся, не понимая, где же это все они сумели встретиться. Тем временем между ними разыгрывается такая коррида, такая ярмарка тщеславий и похвальба могуществом отцов… Прохоров хвастается личным отцовским самолетом, Петров – гоночными булидами, Аршавин – шоколадной статуей бати, стоящей в его личном музее, амбиции Киркорова вообще зашкаливают! В каждом кипит кровь своего отца, что понятно. И как хорошо все они знают жизнь!
Меж тем город строится, и Марк Бернес поет песню строителей «А без меня, а без меня здесь ничего бы не стояло…», и «Если бы парни всей земли…» А мы с интересом смотрим эту театральную мистификацию , на снайперски-точные образы с комично-узнаваемым рисунком поведения. Весь драйв этих характеров и накал игры так понятен: ведь перед нами отпрыски, которым море по колено, а весь мир у их ног. И, как всегда у Беляковича, абсолютно хулиганский сюжет сражает внутренней свободой и бесстрашием.
Меж тем пацаны страстно ждут встречи со своими знаменитыми отцами – эта встреча должна произойти в пятницу и охватить все выходные: и тогда осуществятся наконец их совместные походы на футбол, в парк, в бассейн и Мкдоналдс, где они будут есть мороженое и чупа-чупс, записая их колой… Мы тоже ждем, что дальше – и, может быть, вправду явятся их отцы? Но вторая часть этой истории резко меняет ее ход.
Появляется девчонка Света (Ольга Авилова), которая начинает руководить строительством по-своему: главное – построить в городе тюрьму, поскольку как же без нее, где же все люди жить? И тут мы догадываемся, что Света – дитя зоны и тюрьма для нее – это дом родной. Понимаем то же самое и про остальных. К тому же Света как раз и проливает свет истины об их отцах, один из которых в пьяном виде был задавлен трактором, другого в пьяной драке зарезала мать, третий отбывает на севере пожизненный срок, четвертый – в психушке, а отец Путина еще до его рождения умер от наркотиков.
У этих мальчишек остались лишь матери, что сидят в тюрьме где-то рядом, и именно со своими мамками ждут долгожданной встречи по пятницам. А те, кому удается, даже готовят им подарки: один нарисовал цветок на фанерке, другой выучил стихотворение… и когда они говорят, как мечтают о встречах с ними – сердце заходится от жалости и сострадания, а наш недавний смех сменяется слезами.
А что же их знаменитые отцы? Да ведь это все игры, детские фантазии и шалости, которыми скрашивается безрадостная жизнь сыновей зоны.
В финале дети все же отстраивают свой город, и даже возводят кремлевскую стену со Спасской башней, на которой горит звезда. И снова поет Бернес: «С чего начинается Родина…» Да, вопреки всем бедам и несчастьям, вопреки жестокому миру, дети строят свой город, в котором хотели бы жить. Ведь стремление к жизни и способность выживать, преодолевая все – неизменное свойство русского человека. И, стало быть, вся эта история – гимн жизни, а не унынию.
После спектакля мне вспомнился «Детский альбом» П. Чайковского – сборник фортепианных пьес для детей, написанный в 1878 году. Вот такие там пьески-игры: «Новая кукла», «Игра в лошадки», «Нянина сказка», «Сладкая греза». А у нынешних деток игры совсем другие.