Шестью новыми коллективами пополнилась семья столичных театров
Они уже есть, существуют, через все инстанции прошедшие, всеми утвержденные. И вместе с тем их как бы нет вовсе, потому что рекламы практически они не имеют никакой (радио, телевиденье), их афиш по городу не встретишь, и только в последних номерах «Досуга в Москве» (который, кстати сказать, ни в одном киоске «Союзпечати» тоже не купишь!) о некоторых их спектаклях стали появляться сообщения. Они – это новые московские театры, начавшие дни своего отчета с 1 января 1987 года.
Новые московские театры! Подумать только: в Москве возникли наконец-то новые творческие коллективы! Сенсация! Событие! А мы встречаем его как нечто будничное, заурядное. Обидно за новорожденные театры, обидно за нас с вами – зрителей, в своем подавляющем большинстве не знающих, что это за коллективы. А ведь их рождение – акция в культурной жизни столицы поистине знаменательная.
Если мы обратимся к не столь уж отдаленному прошлому, то вспомним, что до войны, например, в Москве существовало куда большее число театров, чем сегодня. За счет небольших студий, руководимых крупными, известными режиссерами и актерами, студий самобытных, не похожих друг на друга. И зрители шли туда охотно, потому что и атмосфера там царила особая – доверительного, задушевного разговора сцены со зрительным залом. После войны таких студий уже не возникало, а за весь период с 1946 по 1986 год – за сорок лт! – в столице открылось только четыре новых театра: в 1956 году выстраданный его основателям «Современник», в 1976 году Новый драматический театр в Бабушкинском районе, и в самое последнее время получили «оседлость», то есть постоянные помещения, два бывших гастрольных коллектива Москонцерта – «Сфера» (1985) и Еврейский драматический театр-студия (1986 год). И каждый из этих театров рождался в муках, в отчаянной борьбе за право существования – в бюрократических сферах создание новых театральных организмов почему-то считалось делом несерьезным, зряшным, чуть ли не вредным. А ведь статистика свидетельствует: на каждую тысячу человек полагается иметь девять мест в зрительных залах театров. У нас же, в Москве, их на сегодня ровно половина нормы – 4,5. Но даже и эта половина оказывается не всегда использована. Ведь не секрет, что в ряде театров зал бывает на иных спектаклях заполнен не более чем на две трети, сели не на половину. И не потому что зрители такие ленивые и нелюбопытные, а потому, что пьесы неглубокие, спектакли неинтересные.
И здесь опять приходится вспоминать недобрым словом прочно укоренившуюся и до последнего времени незыблемо существовавшую систему разрешения к постановке пьес и приема уже готовых спектаклей со стороны вышестоящих административных органов культуры. Систему, прямо скажем, бюрократическую, но для театров, увы, обязательную, когда не творческий коллектив, а руководящие им люди могли и выбранную театром пьесу запретить к постановке, и в готовый спектакль вмешаться так, что весь смысл его оказывался перевернутым с ног на голову.
Зато в художественной самодеятельности жизнь была куда свободнее и проще. Правда, и там существовали свои комиссии, утверждавшие репертуар и принимавшие спектакли, но обходилось это все обычно малой кровью. Да и смотрели на самодеятельные коллективы более снисходительно: одно слово – любители! И потянулись в самодеятельность интересные творческие люди, одержимые жаждой поиска, эксперимента. При домах культуры, клубах, библиотеках стали возникать любопытные драматические коллективы, ставящие перед собой серьезные художественные задачи. Их репертуар ни в чем не повторял афишу профессиональных театров. Их участники были одновременно и актерами, и рабочими сцены, декораторами, и осветителями – все своими руками, все на равных. Сам собой рождался дух коллективизма, единомыслия, крепкой спайки, той самой прекрасной студийности, из которой родились когда-то МХАТ, Театр им. Вахтангова, «Современник». И пошла по Москве молва о новых студиях, которые вроде бы нигде не числятся, а вместе с тем активно работают. Наибольший интерес вызвали театры-студии «На Юго-Западе», «На досках», «У Никитских ворот», «На улице Чехова», «На Красной Пресне».
В дни спектаклей в этих самодеятельных театрах-студиях небольшие зальчики (от силы на 100-120 мест) оказывались всегда переполненными, коллективные заявки распределялись чуть ли не до конца сезона. Понимая, что на такой зрительский интерес надо отвечать… очень серьезной, профессиональной работой, студийцы потянулись в театральные учебные заведения. С годами (а многие из этих театров-студий уже имеют за плечами по восемь-десять лет активной творческой деятельности) почти все бывшие самодеятельные актеры получили специальное образование. Практически все они уже были профессиональными театрами, хотя числились самодеятельными. И кто знает, как долго это могло бы еще продолжаться, если бы не свежий ветер перемен, коснувшийся и сферы нашей культуры. Разработанный Министерством культуры и предложенный профессиональным театрам эксперимент, дающий им значительную свободу как по линии творческой, так и финансовой, подсказал и любительским коллективам путь их дальнейшего развития и совершенствования.
Четыре театра-студии – «На досках», «У Никитских ворот», «На улице Чехова» и Московский экспериментальный выдвинули предложение начать работать на коллективном подряде, хозрасчетным способом, образовав экспериментальное объединение «ЭХО». Решением исполкома Моссовета от 10 ноября 1986 года они становились государственными театрально-зрелищными предприятиями, работающими с 1 января 1987 года в режиме самофинансирования на принципах коллективного подряда: Срок эксперимента – два года. Казалось бы, пришло давно заслуженное признание их самоотверженного, долголетнего, бескорыстного служения искусству. Но тут возникли новые трудности.
Почти все вновь родившиеся театры не имеют собственных помещений. Коллектив под руководством М. Щепенко располагался в подвальчике жилого дома на улице Чехова, откуда и взял себе название. На сегодня дом поставлен на капитальный ремонт, театр закрыт. На улице Чкалова, 64, театру выделена площадь – двухэтажный дом-развалюха. Там предстоит серьезный ремонт, пока же актеры мотаются по случайным клубным площадкам, каждый раз заново приспосабливая свои спектакли к очередной сцене.
Четыре года, будучи любительским коллективом, играл свои спектакли в маленьком зальчике Дома культуры медработников, что на улице Герцена, театр-студия у Никитских ворот под руководством М. Розовского. Но профессиональный театр на хозрасчете уже не может ютиться в качестве бедного родственника в чужом здании. Исполкомом Моссовета и этому коллективу быо выделено помещение, тоже требующее приспособления под театр. А пока было решено, что студия временно расположится на Ленинградском проспекте в здании ЖСК «Лебедь», где согласно архитектурному проекты предусмотрено и построено театральное помещение, которое почему-то так никогда и не использовалось по назначению.
Странное дело: при жесточайшем дефиците на театральные и концертные залы прекрасное помещение, которое ежевечерне могло бы принимать до 400 зрителей, пустовало на протяжении многих лет, пока половину его (в 1984 году) не занял участок «Люкс» треста Мосснабремонт, а попросту – контора по ремонту квартир. И вот теперь, когда в это помещение должен был вселиться новорожденный театр, выясняется, что главного входа нет, фойе нет, а публика вынуждена будет откуда-то из боковой двери попадать практически прямо в зрительный зал, потому что даже вешалку приспособить некуда. На просьбу передать студии «У Никитских ворот» все предусмотренное проектом театральное помещение исполком ленинградского райсовета ответил отказом. «В связи с отсутствием в районе свободных помещение перевести участок «Люкс» в другое помещение в настоящее время не представляется возможным», - говорится в письме за подписью председателя исполкома райсовета Н.А. Бронниковой.
Вот почему не видно на городских стендах афиш новых молодых театров, не включают их в сводную театральную афишу Москвы. Куда, по какому адресу приглашать на их спектакли зрителей? А именно этим театрам, начавшим смелый эксперимент по самоокупаемости, особенно нужна широкая реклама, привлечение к себе молодежи. Ведь они мечтают о расширении сферы своей деятельности, о выходе за пределы только показа спектаклей.
С. Кургинян, руководитель театра-студии «На досках», который пока работает в помещении клуба общежития консерватории на Малой Грузинской, но впоследствии переедет в собственное здание во Вспольном переулке, уже ясно представляет себе, как вокруг его коллектива образуется широкий зрительский актив, где-то в соседнем здании можно будет открыть молодежное кафе, дискуссионный клуб, а в уютном замкнутом дворике при театре летом будут разворачиваться молодежные выставки.
С июня прошлого года начал работать на самоокупаемости и театр-студия «На Юго-Западе» под руководством В. Беляковича. И хотя он не входит в объединение «ЭХО», ему тоже нужна реклама, его спектакли тоже должны анонсироваться на сводной афише города, тем более что помещение у театра постоянное – проспект Вернадского, 125, - выделенное ему Гагаринским райиспокомом, а в репертуаре более полутора десятков названий.
А совсем скоро распахнет двери еще один, шестой по счету, новый столичный театр-студия под руководством О. Табакова, образованный из выпускников ГИТИСа 1980 и 1986 годов, учеников Олега Павловича. К маленькому подвальчику на улице Чаплыгина,1-а, оборудованному руками студийцев еще в 1977 году, теперь прибавились достаточно просторные помещения первого этажа, где разместились фойе, буфет, вешалка, комната отдыха актеров и репетиционный зал, нашлись помещения и для административно-хозяйственной части. Бауманский район с пониманием отнесся к новому начинанию и оказывает театру всяческое содействие.
…Рождение нового театрального организма дело не простое. На первых порах своего становления ему особенно нужны активная помощь и поддержка. А если у театра нет даже собственной крыши над головой, тем большая ответственность за его судьбу ложится и на Главное управление культуры, и на исполком Моссовета, и на партийные и государственные организации района, где предстоит ему работать. Поддержка и помощь необходимы молодым театрам и со стороны средств массовой информации. От них зависит, как примет широкий зритель новый коллектив, как откликнется на его спектакли. Новорожденные театры Москвы с надеждой и верой начинают свой нелегкий путь в большое искусство.