Один из шедевров Валерия Беляковича с 2005 года и по сей день идет на сцене театра на Юго-Западе. Мало того, в оригинальной постановке многие роли играли те же актеры, что и сейчас: Алексей Матошин был Дракулой, Олег Леушин — Ван Хельсингом, Михаил Белякович — Джонатаном Харкером, Карина Дымонт — Вильгельминой Мюррей, Елена Шестовская — Люси. Частично состав обновился за счет исполнителей второстепенных ролей, и, кроме того, роль Дракулы теперь также исполняет Георгий Иобадзе. Именно его я видела в заглавной роли.
Прежде всего, скажу несколько слов о собственно инсценировке. Я считаю ее большой удачей. Белякович, в целом следуя роману Брэма Стокера, ушел — если так можно выразиться — в сторону Шекспира, точнее, шекспировской манеры смешивать трагическое и комическое. Довольно-таки мрачные события — и саму по себе мрачную тему вампиризма — он разбавил юмором, шутливыми сценками, пародийными пантомимами и даже цитатами из Шоу и Уайльда. Комическую сторону представления почти целиком выносит на себе Михаил Белякович, который блистает в роли Джонатана Харкера, соперника Дракулы. И эта сторона очень важна, без нее спектакль производил бы совершенно иное впечатление.
Один из главных лейтмотивов постановки — зеркала, зазеркалье, отражения (и их отсутствие), которые мастерски обыграны режиссером. То ли по эту сторону зеркала, то ли уже по ту сторону; то ли реальность, то ли мираж, сон, туман — который не раз упоминается по ходу действия. Все это создает совершенно особенную атмосферу, с одной стороны, реалистичную, с другой — сказочную, и эту сказочность словно подчеркивают платья женщин, веера, танцы. Да, перед нами сказка — о любви, о чудовищах, о смерти и бессмертии. Сказка фантастическая и страшная, но от того она не становится менее чарующей.
Что касается актеров, то Георгий Иобадзе — невероятно пластичный и чрезвычайно талантливый актер — играет тут одну из своих лучших ролей, а может быть, и лучшую. Великолепны Олег Леушин в роли профессора Ван Хельсинга, Елена Шестовская в роли Люси, Андрей Санников в роли Рэнфилда, Карина Дымонт — Вильгельмина. И хотя всякой сказке неизбежно приходит конец, с этой, когда пролетают три с половиной часа, совсем не хочется расставаться.
Оригинал статьи можно прочитать здесь